На торги аукционного дома «Литфонд» выставлен единственный уцелевший экземпляр уничтоженных в 1935 году «Бесов».
Эту книгу библиофилы называют самой дорогой книгой, изданной в СССР. Долгое время о ней ходили легенды, но никто и никогда не видел ни одного экземпляра. Лишь относительно недавно стало ясно, что один экземпляр романа Достоевского «Бесы», весь тираж которого 80 лет назад был уничтожен в типографиях издательства Academia, казалось бы, без следа, действительно существует.
Сохранившийся экземпляр будет выставлен на торги аукционного дома «Литфонд» 7 апреля. Начальная цена лота составит рекордные два с половиной миллиона рублей — это самая высокая цена, по которой когда-либо выставлялись книги, изданные в Советском Союзе.
«Бесы» не угодили руководству за критику социализма. Издание книги с большим трудом пролоббировал директор издательства Лев Каменев, который через год стал жертвой политических репрессий. Первый том романа был уничтожен на стадии сигнального тиража и с тех пор стал легендой книжного мира.
— Заполучить эту книгу хотели многие. Но до сегодняшнего дня ни один коллекционер не только не держал ее в руках, но и вообще не мог сказать наверняка, существует ли она, — рассказал «Известиям» глава аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров.
В СССР от нежелательных тиражей избавлялись с помощью огня или утилизировали.
— Скорее всего, этот тираж не сожгли, а разрезали на куски и превратили в бумажную массу, — уверен Сергей Бурмистров.
Но одному экземпляру все-таки повезло. По мнению экспертов, скорее всего, книгу перед уничтожением вынес кто-то из сотрудников типографии.
Сегодня «Бесы» Достоевского считаются самой дорогой советской книгой. Организаторы аукциона полагают, что она уйдет с торгов не меньше чем за пять миллионов рублей.
Источник: Известия.Ру
СПРАВКА:
«Бе́сы» — шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871—1872 годах. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и пр. Непосредственным прообразом сюжета романа стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное С. Г. Нечаевым с целью укрепления своей власти в революционном террористическом кружке. В романе отражено поразившее всех явление политической жизни страны — «нечаевщина».
Достоевский замыслил не очень большое произведение на злобу дня, которое планировал вскоре закончить. Весной 1870 года Достоевский писал по этому поводу критику и философу Николаю Страхову: «На вещь, которую я теперь пишу в „Русский вестник“, я сильно надеюсь, но не с художественной, а тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы при этом пострадала художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь».
В «Бесы» вошли части замысла большого романа «Жития великого грешника», возможно, зародившегося у Достоевского сразу после возвращения из ссылки.
В процессе написания значительно усложнились идея и сюжет произведения. Полемика героев-идеологов продолжала линию, начатую ещё в романе «Преступление и наказание». «Бесы» стали одним из значительнейших произведений Достоевского — романом-предсказанием, роман-предупреждением.
«Бесы» входят в ряд русских антинигилистических романов, в котором критически разбираются идеи левого толка, в том числе и атеистические, занимавшие умы молодёжи того времени. Д. Д. Минаев сравнивал «Бесы» с антинигилистическими романами В. П. Клюшникова, Н. С. Лескова и А. Ф. Писемского. Напротив, в 1872 году В. П. Буренин, критические отзывы которого ценил Достоевский, отделил роман «Бесы» от рядовых «антинигилистических» произведений Н. С. Лескова, Б. М. Маркевича, В. Г. Авсеенко, П. Д. Боборыкина, Н. Д. Ахшарумова. Критик писал: «<…> несмотря на всю болезненность творчества даровитого автора, все-таки приходится сказать, что „Бесы“ — едва ли не лучший роман за настоящий год».
Четыре основных протагониста политического толка в книге: Верховенский, Шатов, Ставрогин и Кириллов.
Роман экранизирован в 1988, 1992, 2006 и 2014 (дважды) годах.