Еженедельная газета писателей России
Архив : №31-32. 05.08.2011
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ
Любой человек, интересующийся, а тем более профессионально занимающийся литературой в наше время, наверное, рано или поздно попытается выяснить, какие реально возможности представляет для этого глобальная сеть Интернет. Понятно, что сайтов, страничек, порталов, посвящённых литературе (да и любой практически сфере человеческой деятельности), даже не море – необозримый океан. Они очень разные – прекрасные и безобразные – по качеству, содержанию, направленности. Всегда найдёшь, чем поживиться, ещё скорее – чем отравиться. Но если подходить к вопросу всерьёз, систематически, то я бы поставил его следующим образом: возможно ли сформировать для себя более или менее обозримый круг интернет-ресурсов, в объектив которого можно было бы наблюдать адекватную картину современного литературного процесса, по крайней мере, в его сетевой ипостаси?
Сам я Интернет-пользователь довольно средний, знатоком себя назвать никак не могу. Но, быть может, как раз такой «свежий» взгляд на проблему представляет интерес хотя бы в виде эксперимента.
В своём плавании по электронно-гипертекстовым просторам я использовал в качестве ориентиров для определения наиболее благодатных сайтов-островов и порталов-материков следующие критерии.
Прежде всего, на мой взгляд, интерес представляют те интернет-ресурсы, которые сконцентрировали в себе (в качестве подписчиков, участников, ведущих, модераторов или администраторов) людей, действительно хорошо знающих современный литературный процесс, самолично участвующих в нём и обеспечивающих серьёзный уровень статей (постов).
Важнейшим критерием является, конечно, жизненность и актуальность сайта, которая легче всего проверяется датировкой последних публикаций и их частотностью. Если последняя запись была сделана три месяца назад, то по современным информационным меркам ресурс можно считать полумёртвым.
Важен, конечно, охват представленных на сайте течений и персоналий, отсутствие групповой узости или хотя бы стремление к её преодолению.
Также отсев возможен и порой необходим по преобладающим на том или ином сайте целевым установкам. Если каждая вторая публикация имеет рекламный характер или в целом заметна некая меркантильная тенденция, далёкая от задач пропаганды и развития культуры и художественной литературы как таковых, то, естественно, такой ресурс представляет не очень большой интерес с точки зрения знаний о подлинном современном литературном процессе.
И, наконец, весьма и весьма немаловажен дизайн – для того даже, чтобы сайт просто хотелось посещать время от времени, не говоря уже об удобстве извлечения из него полезных сведений, литературных новостей, обнаружения наиболее важных событий и публикаций.
Итак, какие сайты я для себя отметил.
По структуре, содержанию и задачам есть несколько принципиально разных типов ресурсов.
Есть интернет-версии литературных газет, и они очень полезны, незаменимы для нашей цели. Это, помимо «Литературной России», – «Литературная газета», «НГ Ex libris», «Книжное обозрение», «Московский вестник». Есть разделы «Культура» в интернет-версиях крупных нелитературных изданий – «Российская газета», «Новая газета», «Сноб» (Snob.ru), где, правда, материалы, связанные с художественной литературой, занимают, в основном, не такую большую долю, вытесняемые кино, музыкой, эстрадой, театром и др.
Однако интернет-версии – они и есть только версии бумажных изданий, то есть лишь отчасти относятся к нашей теме.
Для того, чтобы следить не столько за новостями литературной жизни, сколько за самими произведениями, возникающими в наше время, есть интернет-журналы, представляющие собой периодически или спорадически обновляемую подборку публикаций в жанрах прозы, поэзии, литературной критики. Некоторые из них тоже имеют бумажное воплощение. Большую часть маститых толстых журналов – «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя» и т.д. – можно читать, как известно, на специализированном портале «Журнальный зал» (этот ресурс в целом, конечно, вне конкуренции и почти всем знаком; ниже мы к нему ещё вернёмся). Как дополнение к «Журнальному залу» нужно отметить «евразийский журнальный портал» «МЕГАЛИТ», в который входит, в частности, алтайский альманах «ЛИКБЕЗ». Сайт альманаха (likbez.ru) интересен и сам по себе – по содержанию, дизайну, редакторской политике. Альманах выходит частично и на бумаге, но в большей степени в Интернете. Некоторые интернет-журналы имеют исключительно электронную направленность и предоставляют возможность молодым, неизвестным авторам найти своего читателя. Востребованность в местах, где люди могут продемонстрировать своё творчество, весьма велика, поэтому таких сайтов очень много. Вот как об этом сказано, например, на одном из таких порталов («Новая литература»; newlit.ru), где авторам предоставляется возможность создать собственную страничку: «Каждому из нас проще найти своего читателя, если мы будем публиковаться не на разрозненных интернет-страницах с нулевой посещаемостью, а на специализированном литературном сайте с высокой популярностью. По отдельности интересоваться малоизвестными авторами вряд ли будут, если только кому-то из них не удастся создать вокруг себя скандальную атмосферу, уже мало имеющую отношения к литературе».
Я для себя отметил среди интернет-журналов «журнал молодых писателей России» «Пролог» (ijp.ru) (редактор Кирилл Ковальджи), журнал «Точка зрения. Современная литература» (mtz.ru), альманах «45я параллель», литературно-философский журнал «Топос» (ежедневный сетевой журнал) (topos.ru) и, конечно, знаменитый сервер Lib.Ru (Библиотека Максима Мошкова), который помимо электронных текстов из классики имеет также разделы – «Самиздат» (samlib.ru), где свои произведения на собственной авторской страничке может опубликовать, по сути, любой желающий, и ещё более интересный раздел – «Современная литература» (lit.lib.ru), где свои странички имеют уже состоявшиеся, публиковавшиеся авторы, принятые администрацией (мне, например, почти сразу попался на глаза в списке авторов Максим Лаврентьев).
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и такие народные серверы, как stihi.ru и proza.ru, но это – тот самый океан, в котором есть всё, но больше несъедобного.
Отдельный разговор надо вести о впечатляющего размаха сервере «Литература» («Литература в сети») (litera.ru), который объединяет информацию о литературных ресурсах русского Интернета и содержит огромное количество полезных ссылок на электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На этом сервере размещён и сетевой литературный журнал «Словесность» («Сетевая словесность») (netslova.ru), который помимо функции интернет-журнала (объединения публикаций), о которой говорилось выше, представляет собой, как продекларировано на самом сайте, «лабораторию словесного творчества в электронной среде – как теоретическое (раздел «Теория сетературы»), так и практическое (разнообразные эксперименты в построении гипертекстовых и мультимедийных произведений)», то есть имеет именно сетевую специфику.
В первую же очередь в связи с поставленной задачей нам следует вести речь именно о полноценных литературных интернет-порталах. Последние, безусловно, представляют наибольший интерес для людей, которые хотят быть в курсе и в русле современного литературного процесса.
Среди таких порталов можно назвать и «ЛитСнаб.ru» (litsnab.ru) («сайт посвящён литературе, современному литературному процессу, истории литературы»), и «Точку зрения» (lito1.ru). Но три наиболее интересных ресурса этой категории, явные, на мой взгляд, фавориты – это «Новости литературы» (novostiliteratury.ru), «Живая литература» (litlive.ru) и «Новая литературная карта России» (www.litkarta.ru).
«Новости литературы» и «Живая литература» – единственные попавшиеся мне специализированные интернет-порталы, посвящённые литературе, с достаточно развитой лентой новостей, работающие при активном участии серьёзных, известных писателей, прежде всего молодых, с обсуждениями, дискуссиями по актуальным вопросам современного литпроцесса. Сайт «Новости литературы», кажется, уже достаточно успешно завоёвывает к себе внимание, будучи неплохо представлен в поисковой системе «Yandex» (появляется в отдельной рекламной колонке справа при запросах о «современной литературе» и «новостях литературы»). Замечательный сайт «Живая литература», стремящийся держать руку на пульсе современной литературы, не так давно обсуждался на страницах нашей газеты (интервью c его создателями Андреем Рудалёвым и Моше Шаниным в № 5 от 04.02.2011).
Что касается портала «Новая литературная карта России» – это проект чрезвычайно интересный, нужный и впечатляющий по своей идее. Главной своей задачей он ставит «восстановление целостности российского литературного пространства» – и это та самая задача, необходимость и важность которой осознают, пожалуй, все люди, имеющие отношение к современной русской литературе. Как её предлагают решать авторы проекта?
Они считают, что для реализации этой задачи необходимо: 1) «Вывести в фокус общероссийского внимания максимально возможное количество региональных литературных центров, живущих по всей стране авторов, выходящих в разных точках страны изданий, местных литературных акций и т.п.» 2) «Представить в рамках единого проекта разные литературные направления и группы»; 3) «Возродить утраченные и выработать новые формы интенсивного взаимодействия между литературными поколениями».
Основу сайта составляют региональные разделы, посвящённые как российским городам, так и тем странам мира, где представлена русская литературная жизнь. Каждый региональный раздел (среди них навскидку – Анадырь, Владивосток, Вологда, Екатеринбург, Калуга, Краснодар, Новосибирск, Рязань и т.д., и т.д.) включает в себя четыре рубрики: «Здесь пишут» – презентационные страницы работающих в данном регионе литераторов разных поколений; «Здесь выступают» – расписание проходящих в регионе литературных мероприятий и отчёт об уже состоявшихся акциях, включая аудио/видео (новостная составляющая); «Здесь работают» – презентационные страницы региональных издательств, библиотек, клубов, литературных журналов, литературных сайтов; «Здесь в стихах и прозе» – библиотечка текстов, написанных современными авторами и писателями прошлого об этом крае (полностью или во фрагментах).
Важно, что проект ориентирован на будущее русской литературы. Отсюда, по словам создателей, «и внимание к авторам младшего поколения (в частности, к лауреатам премии «Дебют»), занимающим на сайте полноправное место рядом со своими старшими коллегами, и студийный подпроект. Задачи карты – в первую очередь информационные, но и рекомендательные: ростки будущего, пробивающиеся тут и там среди многоцветья настоящего, – вот то, на чём кураторы сайта в меру своего разумения будут делать акцент». На сайте есть и «виртуальная литературная студия», где этим росткам помогают окрепнуть. По-моему, идея просто замечательная и требует только поддержки, что называется, «всем миром». Поддержки не материальной, а творческой – энтузиазмом и активным действием по предложенным направлениям каждый в своём… надеюсь, не болоте. Ведь заметным минусом сайта является слабая наполняемость региональных разделов, недостаток новостей из регионов. Поэтому активность должны проявлять местные литераторы. И пусть те из них, у кого есть Интернет и кто читает нашу газету, зайдут на портал и внесут свой творчески-организационный вклад.
В целом, наблюдая картину литературного процесса в Интернете, можно сделать тот же вывод, который делается наиболее внимательными людьми и вне глобальной сети. Прежде всего – о разобщённости, кружковости, разрозненности российского литературного пространства. Многочисленные попытки объединить всю литературу в единое поле (необходимость и благотворность такого единства понимают многие) остаются в основном, к сожалению, на уровне деклараций. И преобладает тенденция к созданию чего-то Своего, нежели к объединению в нечто Целое.
Интересных проектов немало, но им не вполне удаётся (может быть, за исключением «Журнального зала») сконцентрировать и удержать в себе хотя бы основные (и при этом, что важно, многообразные) литературные силы. И даже в «Журнальном зале» всё-таки не представлены такие флагманы почвенно-консервативного направления, как «Наш современник», «Москва», интернет-журналы проекта «Хронос» («Молоко», «Парус», «Подъём»). Хотя надо отдать должное руководителям проекта, ссылки на сайты этих журналов в соответствующем разделе «ЖЗ» всё-таки есть, но из общего информационного контекста они всё равно фактически вырваны. В разделе «О проекте» есть разъяснение от редакторов-идеологов портала, почему те или иные журналы не попали в обойму: «ЖЗ, пополняя свой состав, не может включать в свой состав журналов узкоспециальных, общественно-политических и собственно, политических, а также избегает журналов с откровенно низким художественным уровнем, журналов только образовавшихся, а также журналов, политика которых строится исключительно на идеологической остроте. Ну и, разумеется, ЖЗ не имеет дела с изданиями, материалы которых могут содержать пропаганду войны, насилия, религиозной, расовой и национальной нетерпимости».
Я полагаю, что, допустим, к «Москве», если не притягивать за уши, не подходит ни одна из перечисленных причин. Да и к «Нашему современнику» тоже. Всё-таки основную часть журнала (не менее половины) составляют художественные произведения, а не «исключительно идеологические», да и пропаганду войны и всяческой нетерпимости журналу бы попросту не спустили либеральные юристы, если бы подобные обвинения не были надуманы либо весьма зыбки. Может быть, сами эти журналы не хотят в «Журнальный зал»? Сомневаюсь. Но в любом случае, какова бы ни была тому причина, отсутствие новых публикаций и авторов из «Нашего современника», «Москвы», «Молока» в общем списке публикаций «ЖЗ» только вредит целостности (а значит силе, богатству и влиятельности) отечественной литературы. К этому же можно прибавить тот факт, что на сервере «Литература» (litera.ru), где должны быть, по словам создателей, ссылки на «лучшие литературные ресурсы сети», отсутствуют ссылки на сайты «Живая литература» и «Новости литературы», которые мне лично показались именно лучшими.
В заключение хочу выразить надежду, что мой почин в обзоре наиболее интересных и полезных русскоязычных литературных ресурсов глобальной сети будет поддержан, и на эту тему выскажутся более искушённые интернет-сталкеры, в чём-то меня поправят, может, иначе расставят акценты, а также и просто люди, натолкнувшиеся в электронном гипертекстовом океане на что-то замечательное, поделятся своими находками. Ведь надо держать руку на пульсе современности. А она сейчас такова, что прощупать этот пульс, кажется, можно лишь сообща.
Евгений БОГАЧКОВ
litrossia.ru/2011/3132/06411.html