Мишель Пастуро. Символическая история европейского Средневековья / Пер. с франц. Екатерины Решетниковой; Оформление Павла Лосева. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с.
Пастуро представляет Средневековье через символику вещей, на которые «серьезная» история, особенно до появления Школы «Анналов», обращала мало внимания.
Мишель Пастуро, видный французский историк-медиевист, уже известен в России. На русский язык переведены его работы «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола», «Геральдика» и «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей». «Символическая история европейского средневековья» – прекрасная возможность ознакомиться с идеями Пастуро комплексно. Ученый доказывает, что в феодальной культуре «невозможно четко отделить материальное от символического» и представляет Средневековье через символику вещей, на которые «серьезная» история, особенно до появления Школы «Анналов», обращала мало внимания. В стопроцентно междисциплинарном исследовании сопрягаются данные лингвистики, археологии, литературоведения, геральдики, семиотики, антропонимики, этнографии… длить ряд можно долго. Пастуро выкладывает удивительную семиотическую мозаику, объясняющую, из-за чего Иуда изображается рыжим, почему зеленый нельзя было получить из смешения синего и желтого или, например, как охота на оленя связана с церковью.
Исследуя символику, связанную с животными, растениями, геральдикой, игрой и литературными произведениями, Пастуро не только раздает ответы, но и сыпет вопросами. Для юного исследователя, охочего до увлекательных задач медиевистики, «Символическая история…» – кладезь тем и идей. «Вырезают ли, грубо и условно говоря, Христа из дуба, Богоматерь из липы, апостолов из бука, а Иуду из ореха?» При всей кажущейся наивности и простоте вопросов ответы на них неочевидны и поведать массу небезынтересного о средневековых нравах и представлениях. Многое в книге самого Пастуро состоит из ответов на подобные вопросы: сплетенные в прочную смысловую семиотическую сеть, они убедительно обрисовывают психологию средневекового человека. Так, лесоруб, угольщик, кузнец, мельник и мясник «составляют пятерку самых позорных и сомнительных профессий в крестьянской культуре». А демонической профессией в городе считается вполне, казалось бы, безобидная профессия красильщика. «Символическая история…» незанудно и фактологически достоверно объясняет причины таких взглядов. Собственно, пересказывать интригующие наблюдения Пастуро можно долго. Переводчица – Екатерина Решетникова – блестяще поработала с текстом, вдохновенное повествование выдающегося ученого не превратилось в скучный трактат. «Символическую историю…» можно читать не как высокоумное исследование, написанное на птичьем языке, а как образцовый нон-фикшн с академической подкладкой. При этом книга Пастуро – не легковесный калейдоскоп типа «Знаете ли вы, что?», а полноценное исследование, из которого можно узнать массу интересных подробностей средневековой жизни. А для особо интересующихся имеется более 600 ссылок на источники, указатель имен и даже цветная вклейка.
Одно из бесспорных достоинств текста – его легко можно связать с современностью. Например, становится ясно, почему автомобиль для Генри Форда мог быть «любого цвета, если этот цвет – черный», откуда в шахматах взялась «королева» и с какой стати даже в России царем зверей считается лев.
«Символическая история…» – увлекательный рассказ о Средневековье, которое ближе, чем кажется.
Мишель Пастуро. Символическая история европейского Средневековья / Пер. с франц. Екатерины Решетниковой; Оформление Павла Лосева. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с.
Пастуро представляет Средневековье через символику вещей, на которые «серьезная» история, особенно до появления Школы «Анналов», обращала мало внимания.
Мишель Пастуро, видный французский историк-медиевист, уже известен в России. На русский язык переведены его работы «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола», «Геральдика» и «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей». «Символическая история европейского средневековья» – прекрасная возможность ознакомиться с идеями Пастуро комплексно. Ученый доказывает, что в феодальной культуре «невозможно четко отделить материальное от символического» и представляет Средневековье через символику вещей, на которые «серьезная» история, особенно до появления Школы «Анналов», обращала мало внимания. В стопроцентно междисциплинарном исследовании сопрягаются данные лингвистики, археологии, литературоведения, геральдики, семиотики, антропонимики, этнографии… длить ряд можно долго. Пастуро выкладывает удивительную семиотическую мозаику, объясняющую, из-за чего Иуда изображается рыжим, почему зеленый нельзя было получить из смешения синего и желтого или, например, как охота на оленя связана с церковью.
Исследуя символику, связанную с животными, растениями, геральдикой, игрой и литературными произведениями, Пастуро не только раздает ответы, но и сыпет вопросами. Для юного исследователя, охочего до увлекательных задач медиевистики, «Символическая история…» – кладезь тем и идей. «Вырезают ли, грубо и условно говоря, Христа из дуба, Богоматерь из липы, апостолов из бука, а Иуду из ореха?» При всей кажущейся наивности и простоте вопросов ответы на них неочевидны и поведать массу небезынтересного о средневековых нравах и представлениях. Многое в книге самого Пастуро состоит из ответов на подобные вопросы: сплетенные в прочную смысловую семиотическую сеть, они убедительно обрисовывают психологию средневекового человека. Так, лесоруб, угольщик, кузнец, мельник и мясник «составляют пятерку самых позорных и сомнительных профессий в крестьянской культуре». А демонической профессией в городе считается вполне, казалось бы, безобидная профессия красильщика. «Символическая история…» незанудно и фактологически достоверно объясняет причины таких взглядов. Собственно, пересказывать интригующие наблюдения Пастуро можно долго. Переводчица – Екатерина Решетникова – блестяще поработала с текстом, вдохновенное повествование выдающегося ученого не превратилось в скучный трактат. «Символическую историю…» можно читать не как высокоумное исследование, написанное на птичьем языке, а как образцовый нон-фикшн с академической подкладкой. При этом книга Пастуро – не легковесный калейдоскоп типа «Знаете ли вы, что?», а полноценное исследование, из которого можно узнать массу интересных подробностей средневековой жизни. А для особо интересующихся имеется более 600 ссылок на источники, указатель имен и даже цветная вклейка.
Одно из бесспорных достоинств текста – его легко можно связать с современностью. Например, становится ясно, почему автомобиль для Генри Форда мог быть «любого цвета, если этот цвет – черный», откуда в шахматах взялась «королева» и с какой стати даже в России царем зверей считается лев.
«Символическая история…» – увлекательный рассказ о Средневековье, которое ближе, чем кажется.