Забег в ширину

proza_avtograf Возвращение «Прозы с автографом»

Проза с автографом. Всероссийский литературный художественно-публицистический журнал. № 9/10, 2010. – 234 с.

Владимир Крымский – одна из таинственных фигур в литературно-издательском процессе нашего времени. Хотя в общении его особо скрытным не назовешь – и в нижнем буфете ЦДЛ, и в частных компаниях он не держит особой дистанции с собеседниками. Но и в глубину личной жизни не пускает, остается человеком-загадкой. Может, например, весь вечер скромно просидеть в уголке, а потом… затеять «забег в ширину» по развлекательным заведениям столицы…

Накануне миллениума в редакции журнала «Московский вестник» появился молчаливый скромный человек с подборкой небольших рассказов. Приведший его сказал, что тот «пишет любопытную прозу». Надо бы напечатать. Так в «Московском вестнике» появилась сатирическая миниатюра «Кошачьи паспорта» о человеке, доведенном до ручки новоявленной либеральной бюрократией.

А потом под редакцией Владимира Крымского начал выходить самостоятельный и не похожий на другие журнал «Проза с автографом». После появления всего лишь нескольких номеров новое издание заметили, оценили и отметили своим присутствием авторы с достаточно громкими именами.

Потом было затишье – несколько лет журнал не выходил. И вот он снова появился в пределах видимости массового читателя. Вышел № 9/10 «Прозы с автографом» за 2010 год, который продолжил традицию изданий, явившихся в самом начале нулевых. Изменились его формат, логотип, верстка. Пришли новые авторы. Но главное – сохранилось свое оригинальное лицо. А самобытность журнала Крымского состоит, собственно, в том, что его читать нескучно. Нет, это не привычная развлекушка в духе «Комеди клаб» или КВНа. Это свобода и незашоренность редакции в подборе материалов. Кому-то этот принцип может показаться разношерстностью, но лично мне любопытно листать журнал, когда нипочем не угадать, что окажется на следующей странице, под следующей рубрикой. Встречая знакомые имена, радуешься встрече с друзьями (Виктор Крамаренко, Николай Переяслов, Виктор Пронин, Леонид Сергеев, Александр Торопцев, Иван Зорин, Валерий Хатюшин), натыкаясь на новых авторов, предвкушаешь радость открытия.

Тон журналу задает сам Владимир Крымский. Это и ироническая проза («Для взрослых»), и своеобычный жанр, придуманный автором, эдакая драмопроза («Перестройщики»), являющаяся оригинальным сатирическим эпосом нашего времени, это такое запекшееся желе из крови, которое в лицо обществу выплюнуло из себя простреленное сердце. Стоит отдать должное находчивости автора, который сумел в несколько страниц машинописного текста упаковать весь перестроечный период страны. И хотя эти сочинения не представляются мне вполне сценичными, у меня возникли стойкие ассоциации с премьерным спектаклем «Клопы» в Театре на Перовской, от которого нити тянутся к Окнам РОСТА Маяковского, стилистике «синеблузников» и театральным капустникам всех времен. А едкий, иронический сказ «для взрослых», ухвативший саму суть всего психофизического процесса перерождения советского человека в нового, а-ля рус, я думаю, – находка для анимационного кино.

Было бы преувеличением сказать, что все в «Прозе с автографом» № 9/10 исполнено совершенства. Подчас раскованность текстов переходит в некоторую расхристанность как тон – все-таки хотелось бы большей композиционной целостности. Своеобразная верстка временами чересчур пестрит, отвлекает от собственно текста. Не выглядят нужными, например, жирные точки в конце заголовков самого Крымского. Но это всё мелочи, которые, уверен, будут преодолены в последующих выпусках «Прозы с автографом».

Текст: Сергей Казначеев

Источник: НГ Ex Libris