Информационный нанототалитаризм

symbionty Свободу узникам эппла и микрософта!

Олег Дивов. Симбионты. – М.: Эксмо, 2010. – 416 с. (Легенды)

Забор – бетонный, решетчатый, любой – стал знаком, символом и самым емким образом современной России. Не выйти на берег любимой речки, где купался в детстве. Не срезать путь на параллельный переулок через ближайший дворик. Даже бывший пустырь поделен между новыми домами, построенными по индивидуальным проектам, – там, где раньше росли рябины, вязы и трава по пояс, теперь стометровый проход от метро до старого жилого массива между двумя решетками, похожий на тот, по которому выгоняют на арену цирка крупных хищников, только нес мягкими опилками, а с растоптанной склизкой грязью под ногами…

Эти картинки написаны сегодня прямо с натуры. В отличие от романа Олега Дивова, который – фантастический. Действие его происходит в ближайшем будущем – лет примерно через десять. И его молодые герои выросли в этих самых урбанистических пейзажах. Они занимаются пауэр трейсингом – разновидностью паркура. Они не желают признавать преград в своем родном городе, они пересекают его по прямой – пробегая по крышам гаражей, перепрыгивая с одного здания на другое, перелезая через все заборы, которые попадаются им на пути. Для них это хобби, для Дивова – символ. Единственное, что действительно нужно этим ребятам, – это свобода. В отличие от большинства представителей поколения их отцов и матерей (нашего поколения), мечтавшего о колбасе, полных магазинах и плотских удовольствиях, они действительно мечтают о свободе. Все главные герои – подростки из обеспеченных семей. Они не испытывают стеснения в материальных средствах, но все – стараются работать, еще учась в старших классах средней школы. Они хотят на деле быть свободными от своих родителей. Это у них принято, это у них – круто, клево. Они другие.

Но мир – тем более другой. Уже прошло не первое десятилетие, как человечество вступило в эпоху информации. Нас по инерции пугают гулагами ХХ века, но настоящая несвобода, настоящие заборы – здесь, в информационном поле. Эти загородки не дают движения мыслям, умам. Если сейчас пока только закрепощают интеллектуальную собственность, закрепляя права на нее не за реальными авторами, а за корпорациями, их нанявшими, то в будущем Дивова во всем мире декларационно запрещены программные продукты с открытым кодом – то есть те, которые можно «достраивать» самостоятельно. Нет права на копирайт – не можешь писать программы. Технологии позволяют делать любые предметы в домашних условиях – но они запрещены. Интернет стал таким же зомбоящиком, как сейчас телевизор. Везде хором твердят о нанотехнологиях, но Леха (главный герой книги) знает, что пока доступен только микроуровень. Знает, потому что под руководством его деда были созданы «микроботы», или, как называют здесь, «микробы». Деденев был Дедом не только для Лехи, его так звали все в небольшом провинциальном городе. Он был большим ученым, создал градообразующее предприятие «НПО Нанотех». Однако «микробов» тоже запретили в мировом масштабе, Дед не выдержал удара и умер, а его амбициозный помощник, имеющий серьезные связи во властных кругах, Михаил подмял под себя все исследования и стал продолжать их, но уже втайне. Он надеется, что популярные нанотехнологии приведут его в президентское кресло, а всеобщая вакцинация «микробами», «лучшими друзьями людей» сделает наш народ послушным и работящим, поднимет Россию с колен… Ну чем не наногулаг? Однако «микробы», созданные Дедом восемь лет назад, живут в Лехе…

«Перекуси зубами кабель, оставь школу без интернета.

Посмотри на свою руку: она годится для чего-то большего.

Напиши на всю стену: «Свободу узникам эппла и микрософта!» Когда придут дяди в строгих костюмах и начнут задавать вопросы, молчи и улыбайся…»

Источник: НГ Ex Libris