В зеркале Верколы. 90 лет Фёдору Абрамову

Фёдор Абрамов
Фёдор Абрамов

Что сказал бы писатель, увидев, как живет сегодня его деревня?

В Верколу, на родину Абрамова, и в Архангельск съехались в связи с 90-летием со дня рождения Федора Александровича исследователи его творчества, писатели, библиотекари из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, из США и Германии.

Американские валенки

На литии и гражданской панихиде на могиле Абрамова на высоком пинежском угоре, на богослужении в Артемиево-Веркольском монастыре, на вечере в сельском клубе, на научной конференции в Абрамовском музее и в областной научной библиотеке имени Добролюбова были те, кто высоко ценит Абрамова как художника и мыслителя. К сожалению, подчеркивали ученые и писатели, Федор Абрамов по-настоящему еще не прочитан. Не впервые приезжал на Север профессор Канзасского университета Джеральд Майклсон. Он знает, что по февральской Верколе лучше в валенках ходить. И ходил в привезенных серых катанцах. Житель Нью-Йорка аспирант Колумбийского университета Анатолий Пинский с огромным интересом начал познавать Север (к слову, Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова доверила ему работу с неопубликованными абрамовскими дневниками). А в России Федор Абрамов еще не понят. Но, слава Богу, не у нас в Архангельске, не всюду в столицах, не в Красноярске, Саратове и Ярославле.

Доктор филологических наук профессор Поморского госуниверситета председатель правления региональной организации Союза писателей России Елена Галимова воспитала и воспитывает новых учеников, изучающих творческое наследие Абрамова. Она же взвалила на себя огромный груз подготовки юбилейных торжеств. Кстати, посетители Абрамовского музея видели в нем макет новой экспозиции (когда-то будут деньги на нее?), выполненный северодвинскими художниками Геннадием Садомовским и Сергеем Коршуновым. Я спросил у директора музея, почему именно северо¬двинцам предложили эту работу. Александра Абрамова ответила: мы обратились к тем, кто к нам чаще приезжает.

Дом

Ох и ах! Какие мощные дома! Какие кони деревянные на них! А просторы! А село какое большое — больше Невского проспекта! Восторги не удивительны. Гости вспоминали, что Федор Александрович называл свою Верколу красивейшим местом России. Но не забыли и другое: на веркольской животноводческой ферме отделения совхоза «Быстровский» было 400 коров (не мало ли? — спрашивал Абрамов), а теперь их в ООО пять. И снова Абрамов вспоминался, который говорил, что жить без работы — самый великий грех. Но разве веркольцы разучились работать? Нет. Глянешь — дрова у домов аккуратно уложены, дорожки расчищены. Но живут-то тут и там только летом. Или же без молодежи дома. Родители настраивают детей: закончите учебу — и укрепляйтесь в городах. Получается, что горожане больше в Верколу верят, чем ее жители: кто-то из городских здесь давно обжился, кто-то обживается, в том числе москвичи. В сельской администрации будущее деревни связывают с развитием туризма. А туризмом занимается пинежанка, но жительница не Верколы, а Сосновки Татьяна Седунова: у нее пять гостевых домов в районе, она организует сплав на речных плотах, у нее летний оздоровительный лагерь в Кучкасе, куда дети из разных мест России приезжают. Татьяна Николаевна сказала мне: в ее веркольском гостевом доме на столе для участников торжеств — сливочное масло из Коми Республики, а разве там условия для работы легче, чем у нас?..

Сростки нам в пример

На «круглом столе» под названием «Перспективы развития музея Федора Абрамова» гости широко посмотрели на проблемы Верколы. Сошлись во мнении: Верколе нужен музей-заповедник (как в шукшинских Сростках). Для этого, к примеру, нужна удобная гостиница. (В подробностях о веркольских туалетах лучше не говорить.) Прибавится рабочих мест. Домов веркольцы станут строить больше. Сейчас-то — по одному в год. Не раз гости задавались вопросом (иностранцы деликатно молчали): что сказал бы Абрамов, увидев, как сегодня живет Веркола? Конечно, ответил бы нам Федор Александрович неодносложно. С одной стороны, множество проблем (в том числе безработица, пьянство). С другой, есть на Пинеге такие люди, как Татьяна Седунова, которая уже 18 лет занимается бизнесом не «купи-продай», решая вопросы трудоустройства. В ее хозяйстве коровы, телята, лошади, свиньи. Сказал бы, пожалуй, Федор Александрович и о школьнике, игравшем подростка Михаила Пряслина в сценке, — паренек умело косу отбил. Это мне старые женщины подтвердили. Значит, «жива Россия!» — еще раз привожу абрамовские слова.

«Назад», к Абрамову

Впервые я был в Верколе в 1998 году, узнал тогда, что в монастыре несколько лет назад снова появились монахи, которые не ведут разговоров о дотациях и льготных кредитах. Возделывают землю, держат коровушек. Взялись вязать сети, чтобы — по примеру насельников давних лет — ловить рыбу в неблизком Святом озере. И пчелками обзавелись. Я не понимал: почему в Верколе, которую не надо восстанавливать, как монастырь, не делают что-то подобное? Таким вопросом можно задаваться снова и снова. В Верколе только один мастер, который плетет корзины, — Николай Константинович Заварзин. А ему уже далеко за семьдесят… В 1997 году во многом благодаря прежнему директору Вере Степановой в Верколе построена просторная и красивая школа. Раньше учиться юным веркольцам приходилось за рекой, в монастыре. Из-за распутицы они не могли по месяцу, а то и больше попасть домой. Вера Васильевна мечтала, чтобы школа стала не девятилетней, а средней. Не получилось. Теперь в ней еще просторней: учеников совсем мало, 40, почти в три раза меньше, чем 12 лет назад. Возможно, она будет начальной. С 1983 года ничего не пишет Федор Александрович. Но книги его — небольшими тиражами — благодаря Людмиле Владимировне Крутиковой-Абрамовой приходят к читателю. Однако в известном смысле достаточно того, что написано Абрамовым. Надо читать Абрамова. Но нужно также и издавать — в современном полиграфическом исполнении, хорошими тиражами. Об этом говорится в обращении участников конференции «Федор Абрамов в ХХI веке» к губернатору Илье Михальчуку. В обращении сказано также о необходимости лучше изучать произведения Абрамова в школе, создать в Верколе музей-заповедник, вернуть упраздненную недавно литературную премию имени Федора Абрамова, улучшить финансирование журнала «Двина», который может стать ведущим литературным изданием Северо-Запада России.

СПРАВКА

Фёдор Александрович Абрамов (29 февраля 1920, село Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии — 14 мая 1983, Ленинград) — русский советский писатель. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960—1980-х годов.

Абрамов родился в многодетной семье крестьянина-старовера. Когда ему было 2 года — умер отец. Участник Великой Отечественной войны. С третьего курса Ленинградского университета ушёл добровольцем на фронт, но из-за ранения находился в Ленинграде, впоследствии был эвакуирован по льду Ладожского озера.

Окончил Филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948). В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951—1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега, на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни.

С 1949 публиковал литературно-критические статьи о советской литературе. Первый роман «Братья и сестры» (1958) вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (Пряслины — крестьянский род, о судьбе которого повествуют романы). За трилогию «Пряслины» Ф. Абрамову присуждена Государственная премия СССР (1975). Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978). Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.

Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях.

Текст: Сергей Доморощенов

Источник: Российский писатель

Фото с сайта «Российский писатель»