Всё начинается в клетке космического сознания

Лила - божественная игра самопознания! Фото: lookatme.ru
Лила - божественная игра самопознания! Фото: lookatme.ru

Древняя индийская игра. Не шахматы.

Недавно в продаже проявилась настольная игра под названием «Лила». Производителями она представлена как «Игра для духовного развития». Звучит как-то странно. Разве можно духовно развиваться с помощью игры?

Передо мной лежит необычная доска, собственно поле, она расчерчена на 72 квадрата, в каждый из которых вписаны не всегда понятные слова или словосочетания, такие как «майя», «план дхармы», «саттвагуна». По всему полю простираются змеи и стрелы, а также изображён йогин, похожий на Будду, восседающий в позе лотоса: в одной поднятой руке он держит змею, в другой — стрелу, вдоль его тела расположены символы семи чакр. Как в играх из детства, нужно кинуть кубик, выпавшее число означает количество шагов, фишкой может служить кольцо или монета, одна клетка — один шаг. Если выпавшее число приведёт меня к голове одной из змей, придётся спуститься по ней вниз, а значит вернуться на несколько позиций назад либо начать игру практически заново. Если выпавшее число приводит на конец стрелы, то можно подняться верх по стреле и тем самым проскочить множество клеток, как бы преуспеть.


В чём же магия? А магия в том, что это не совсем игра… К ней прилагается также книга, точнее книжица, в которой подробно описаны правила игры, а также значение каждой клетки поля. Играть без этой книжицы бессмысленно и невозможно. Да собственно игра-то вся и заключается в том, чтобы прочесть эту самую книжку, прочесть, понять, пропустить через себя, получить некое знание, которое каждому из игроков будет раскрываться по-своему, не так, как другому. А что же в книге? Все главные принципы ведической философии и йоги, нумерология, понятие и значение чакр и столько всего ещё, что невозможно постичь, сыграв лишь однажды. Почему же тогда просто не прочесть эту книжонку от корки до корки за раз, причём здесь карта, кубик, стрелы, змеи? Наверное, для более глубокого погружения в эти труднопостижимые понятия. На мой взгляд, эта карта, расчерченная на 72 клетки с вписанными в них планами бытия, для человека, практикующего йогу, всё равно что периодическая таблица Менделеева для химиков. Это карта сознания, карта бытия. И призвание этой карты — облегчить нам путь к достижению единой цели. Карты для того и существуют, чтобы не заблудиться.

Кто же создатель этой карты? Кто этот Менделеев духа? Кроме шуток, «Лила» существует более 2000 лет. Пришла она к нам, как и шахматы, из Индии. Кстати, изначально и в шахматах (индийское название которых «Чатуранга») использовались игральные кости, в зависимости от выпавшей цифры делались ходы. Кто-то там, в древней Индии, любил забавляться подобным образом, создавать разного вида головоломки на тысячелетия вперёд. Мы никогда не узнаем имя создателя ни «Лилы», ни шахмат, считается, что они обе были созданы индийскими браминами. А брамины или брахманы, они же — каста священнослужителей, занимались преимущественно изучением и толкованием Вед, богослужением, созданием законов и передачей сакральных, да и вообще любых знаний. И как вы уже сами догадались, игры, будь то «Чатуранга» или «Лила», они придумывали не ради развлечения, а опять-таки для передачи всё тех же сакральных знаний. Люди-то были непростые, столько знаний накопили, что вынуждены были их так вот изящно и хитро под видом игры завуалировать. Собственно сейчас современные учёные и педагоги вновь приходят к тому, что одна из лучших форм обучения — игровая, и не только для детей, но и для взрослых.

Игра начинается в клетке космического сознания под номером 68, цель — вновь вернуться к этой же клетке, иначе игра не прекратится никогда. Можно также перейти за клетку 68, есть ещё план абсолюта, саттвагуна, раджогуна и тамагуна, но они не приводят игрока к завершению, так или иначе он будет вынужден вновь и вновь начинать игру, пока не достигнет клетки космического сознания.

Свой ход заранее невозможно просчитать; несмотря на то, что в игру можно играть как одному, так и нескольким участникам, в ней не может быть соревнования, не может быть победителя и побеждённого.

Слово «лила» в переводе с санскрита (санскрит для браминов ― что латынь для медиков) означает буквально «игра», а термин «лила» используется для обозначения приносящих духовное блаженство трансцендентных деяний или игр бога и его преданных. В ведическом философском толковании лила бога находится за пределами восприятия материального ума и чувств и, обладая всецело духовной природой, не имеет ничего общего с обыденными делами и с материальным миром. Это божественные деяния, необъяснимые с точки зрения мирской логики. Известный пример лилы — сюжет древнего эпоса Махабхарата. С человеческой точки зрения — это хроники жестокой бойни между двумя родственными кланами. С божественной — как это подаёт в тексте Кришна, божество, воплощённое в человеческом теле, — это момент истины и последней проверки для всех участников. «Ведь тот, кто не был рождён, не может умереть», — говорит Кришна, имея в виду душу, истинную суть человека, которая не рождается и не умирает, путешествуя из воплощения в воплощение в надежде снова слиться с абсолютом (клетка 68).

В адвайте (одна из школ философии в индуизме) лила используется для описания всей реальности как результата творческой игры Верховного Абсолюта (Брахмана).

Я бы дала также и своё собственное определение лилы, на мой взгляд, лила — это и есть сама жизнь, а точнее все наши жизни и взаимодействия наших жизней с другими формами существования.

Благодаря одному человеку, магистру философии в Индии (опять же брамин) эта древняя и тайная когда-то игра (играть в неё могли только посвящённые йогины) смогла попасть на наши современные столы, теперь уже и в компьютеры. Зовут этого человека Хариш Джохари, родился 12 мая 1934 года в маленькой деревне Фаридпур в Индии. Помимо степени по философии он был также писателем, скульптором и художником, а в 1999 году покинул этот мир. В его семье хранился древний вариант игры, он сумел восстановить её и составить к ней современный комментарий.

Теперь «Лилу» можно сравнить с другими медитативно-прорицательными системами, доступными широкой общественности, такими как философия И-Цзин, карты Таро, Руны. Каждый может попробовать в неё играть, кто-то сыграет раз, прочтёт комментарии к клеткам, через которые довелось пройти, закроет и положит на полку, а кто-то может вновь и вновь возвращаться к игре в течение жизни, и карта, изображённая на картоне, проникнет глубоко в сознание человека, а точнее, всплывёт на поверхность, так как эта карта есть в каждом из нас.

Существует также и электронный вариант игры, думаю, её без труда можно обнаружить в интернете. Что касается настольной игры, то в том варианте, который есть у меня, доска для игры покрыта глянцевой блестящей бумагой, и могу отметить, что это не очень удобно, так как поверхность бликует. Но возможно, это ещё один способ сравнения игры с нашей бликующей, неоднозначной реальностью, где нам приходится каждый раз пристально всматриваться, чтобы определить, где же мы находимся и куда движемся. Поэтому игра становится более осознанной, когда каждый раз я вынуждена помнить, что отражающая поверхность доски может обмануть, и я могу спутать клетку тамаса с клеткой счастья, и собирать своё внимание в настоящем моменте, а не механически передвигать кольцо по клеткам.

Выбор остаётся за каждым — играть или не играть, а точнее, осознавать ли себя играющим в Космическую Лилу или нет.

Текст: Екатерина Овчаренко

Источник: Частный корреспондент