Педагог и писатель Даниэль Пеннак расскажет, как пробудить в ребёнке интерес к чтению.
Даниэль Пеннак. Как роман. М.: Самокат, 2010.
Борьба с нежелающим читать подростком — безнадёжное дело. Печальное тому подтверждение — всплывающая в интервью одной известной детской поэтессы история о мальчишке, которого ежедневно сажали просвещаться с заведённым будильником. Начинали с простого, с «Записок о Шерлоке Холмсе». Результат — после звонка юный читатель сломя голову мчался от ненавистного тома, оборвав чтение на оскорбительном для Конан Дойла «внезапно Холмс…».
«Как роман», эссе француза Даниэля Пеннака, — попытка поговорить о литературе с детьми, избалованными легкоусвояемыми 3D-впечатлениями. С проворонившими детей родителями (полбеды — не читают, хуже — не разговаривают, потерялись где-то между улицей и телевизором). И с учителем, которому достаются ученики, испытывающие к буквам стойкое отвращение. Пеннак, сам не один год преподававший Зюскинда, Сэлинджера и Достоевского в школе одного из неблагополучных районов Парижа, убедился на практике: единственный способ заставить подростка читать — начать читать самому, вслух, на уроке и не по программе.
Педагогический приём Пеннака знаком каждому, читавшему Марка Твена: вспомним, как Том Сойер белил забор тётушки Полли. Школьники, впрочем, не узнают в читающем учителе провокатора: симпатия к Тому Сойеру у них, как правило, тоже отбита.
Будучи убедительным методистом, Даниэль Пеннак умудряется ещё и рассказывать увлекательные истории. История его нечитающего класса, история знакомства с писателем Гоголем, история старшего брата, в одном предложении пересказывающего «Войну и мир» так, что прочесть хотелось немедленно… Забавные случаи разреживают трогательные и лирические страницы, которые Пеннак посвящает книгам. Его самого хочется читать вслух, что, признайтесь, редко случается с педагогической литературой.
Текст: Софья Сапожникова
Истчоник: Частный корреспондент