Журнал «Киносценарии» собрал творческое наследие Петра Луцыка и Алексея Саморядова

11 февраля в галерее Дома Нащокина состоялась долгожданная презентация специального выпуска журнала «Киносценарии», посвященного памяти самых ярких отечественных киносценаристов последних лет – Петра Луцыка (1960-2000) и Алексея Саморядова (1962-1994).


Этого события, анонсированного Litsnab.ru еще в 2009 году с нетерпением ждали многие почитатели творчества выдающихся кинодраматургов.

С именами Петра Луцыка и Алексея Саморядова многие связывали большие надежды на качественный прорыв российского кинематографа в XXI веке. Эти талантливые авторы пришли с советской «окраины» и удивили всех, предвосхитив время и опередив эпоху. Достаточно вспомнить снятые по их сценариям фильмы «Дюба-дюба» (режиссер Александр Хван, 1992), «Лимита» (Денис Евстигнеев, 1995), «Дети чугунных богов» (Томаш Тот, 1993), «Гонгофер» (Бахыт Килибаев, 1992)…

…В середине девянсотых их осаждают именитые режиссеры, дружбы с ними ищет московская элита, в вечной любви клянутся девушки, Алла Пугачева заказывает им сценарий игрового фильма с главной ролью для себя.

Имена Петра Луцыка и Алексея Саморядова соединил ВГИК. Но судьба была не столь благосклонна к их творческому союзу. Зимой 1994 года, за час до закрытия Ялтинского кинофестиваля, где ребята должны были получить очередную премию за сценарий «Дюба-дюба», Алексей пришел в гостиницу переодеться. Он поднялся на десятый этаж к своему номеру и обнаружил, что потерял ключ.

Зная характер Алексея, можно предположить, что он недолго колебался, идти ему к администратору за запасным и, возможно, нарваться на скандал или постучаться к соседу и из его номера по балконам перелезть в свой. Он постучался. Сосед удивился просьбе, но не остановил. Киношный приятель, стоявший рядом, не схватил за руку… Алексей сорвался. А через шесть лет ушел из жизни Петр Луцык. Он умер внезапно 28 октября 2000 года в своей московской квартире от остановки сердца во сне. Круг замкнулся. Или это Алексей протянул ему руку?

Уход из жизни этих людей поставил диагноз не только родному кинематографу, но и эпохе, из которой Петр и Алексей «выламывались» самым решительным образом.

***

«Моя недавняя радость – это фильм «Дикое поле», к великому сожалению всех нас, — последний фильм моего друга Миши Калатозишвили, снятый по сценарию Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Фильм прозрачный, спокойный, сделанный мастерски, благородный.

Так состоялось мое заочное и счастливое знакомство с молодыми драматургами. Благодаря им, вопреки дикости, которая нас окружает, у меня теплится надежда, что не все еще погублено в невезучем нашем кинематографе и, наверное, есть еще люди, которых ободрит и вдохновит пример этих замечательных авторов».

Отар Иоселиани

***

СПРАВКА

В богато иллюстрированный сборник «Киносценарии» №4-6, 2009, изданный ограниченным тиражом вошли воспоминания современников о Луцыке и Саморядове, интервью и киносценарии: «Праздник саранчи»; «Дюба-дюба»; «Кто-то там, внутри»; «Утро XXI века»; «Дети чугунных богов»; «Окраина»; «Ветер»; «Дикое поле». Впервые публикуются короткие сказки П.Луцыка и А.Саморядова.

Источник: LitSnab.Ru

Фото из фильма «Дикое поле»