iTunes для журналов

Американские издатели снова надеются на интернет.

Крупнейшие издательские дома США — Times Inc., Meredith, Hearst и Conde Nast — договорились о запуске онлайнового магазина, в котором должны продаваться электронные версии их журналов. В условиях падающих тиражей и рекламных сборов единственная надежда издателей сохранить свой бизнес — перенести его в Сеть.

Эксперты уже окрестили проект аналогом iTunes, сообщает газета The New York Times. Разработка «iTunes для журналов» — масштабный проект, который будет доверен сторонней компании, которая для этих целей будет специально учреждена издательскими домами. Ожидается, что официальные заявления о сделке появятся уже в начале декабря. Для рынка это будет знаковым событием: именно эти ИД выпускают самые популярные американские журналы: People, Cosmopolitan, Sports Illustrated, Esquire, Harper’s Bazaar, Vogue, GQ, The New Yorker, Forune, House & Garden и Wired.

В планах издателей — продавать через онлайн-магазин электронные и печатные копии журналов. В первом случае вам предложат скачать журнал в формате, пригодном для чтения на букридерах, смартфонах или ПК, во втором — по почте доставят бумажную копию. Будут ли они различаться по цене, неизвестно. Что важно, издатели планируют опираться не на электронный формат .PDF (слишком ресурсоёмок) и не на какой-то из существующих форматов. Вместо этого будет разработана специальная программа, читать журналы через которую можно будет на трёх типах вышеозначенных устройств.

В создание проекта все издатели вложатся равными долями и будут равноправными партнёрами. Что интересно, по слухам, многие издательские дома, не участвующие в проекте, уже проявили к нему интерес и тоже готовы присоединиться.

The New York Observer утверждает, что руководителем проекта станет глава Time Inc. Джон Скайерс. Правда, временно: до тех пор, пока все участники консорциума не выберут единого и всех устраивающего директора. Отмечается, что председатель совета директоров Time Inc. Энн Мур поручила Скайерсу разработать модель дистрибуции цифровых журналов ещё в июне. Тот думал недолго и предложил перенять опыт Apple. Решение Скайерса имеет колоссальное значение для американского издательского бизнеса: если проект провалится, участники этого бизнеса столкнутся с ещё большими проблемами, чем у них есть сейчас. Если же он будет успешным, то к коалиции присоединится большинство издателей, говорят эксперты.

Вопрос об успешности, впрочем, вызывает пока что много вопросов.

С одной стороны, эксперты указывают на пример с iTunes Store, который был запущен компанией Apple в 2003 году. Сегодня этот магазин продаёт свыше трёх четвертей всей музыки, реализуемой в США через интернет. И не только музыки: ассортимент iTunes включает и видео, и телепередачи, и игры, и электронные книги. Успех проекта оказался заразителен: свои онлайн-магазины открыли Nokia и SonyEricsson. Сама Apple решила расширить успех, открыв магазин приложений App Store для своих смартфонов iPhone. Успех оказался феноменальным: 200 тыс. приложений, которые скачали уже суммарно свыше 2 млрд раз. Конкуренты пытаются наверстать упущенное: свои аналоги этого магазина открыли все создатели мобильных операционных систем для смартфонов.

С другой стороны, владельцы и менеджеры издательских домов, скажем честно, мало что понимают в интернете и в способах продвижения в нём (пример Руперта Мёрдока и его инициатив, о которых «Часкор» писал совсем недавно, наглядно это демонстрирует).

В-третьих, реформировать систему распространения контента издателям всё равно нужно, потому что существующая модель и материальные носители (т.е. бумага) доживают свой век. Кризис почти уложил на лопатки дома с прославленными брендами и многомиллиардными оборотами. Conde Nast, например, известный своими культовыми журналами Vogue и Wired, был вынужден в этом году сообщить о закрытии сразу четырёх своих изданий (см. в статье «Минус четыре»). Ещё раньше он закрыл деловой журнал Portfolio.

News Corp. Руперта Мёрдока закрыла старейший экономический журнал в Азии The Far Eastern Economic Review и в 2009 году работала с колоссальными убытками. Почти все те журналы, которые остаются на рынке, вынуждены сокращать персонал и затраты на маркетинг. Тиражи и объёмы рекламных поступлений стремительно падают, и этот тренд можно считать окончательным: с бумагой скоро будет покончено вовсе, или же она останется своеобразным люксовым товаров для чудаков-любителей. И выход у традиционного медиабизнеса только один — идти в интернет.

У крупных издательских домов уже есть опыт дистрибуции своих продуктов онлайн, однако назвать его успешным можно лишь с большой натяжкой. Так, в ноябре Condé Nast начала продавать цифровую версию журнала GQ для пользователей iPhone. Цена копии — 2,99 доллара, что немногим меньше цены бумажной версии журнала в рознице (в США продаётся за 5—6 долларов). Насколько хорошо идут продажи, судить ещё слишком рано, однако эксперты сомневаются в перспективности проекта — слишком велика цена на электронную копию. Несмотря на это, главный исполнительный директор Condé Nast Чарльз Таунсенд смотрит в будущее с оптимизмом. По его словам, это может быть гораздо перспективнее продаж баннеров на интернет-сайтах, т.к. те стоят слишком дёшево и только раздражают пользователей.

Не так давно медийщики обсуждали ещё одну инициативу в сфере цифровой дистрибуции журналов, которая докатилась даже до отечественного рынка. Речь идёт о магазине цифровых СМИ — Zinio. В «Дополненной реальности» мы уже писали о том, что Zinio позволяет просматривать иллюстрированные материалы в отличном качестве. Никакого дискомфорта от чтения цифрового формата пользователь не ощущает, как это обычно бывает при просмотре просто отсканированного журнала. В отличие от PDF, формат Zinio позволяет комфортно читать журналы на экране ноутбука или коммуникатора: раздражающих «тормозов» и забивания оперативной памяти не будет. Есть и специальная версия программы для смартфонов Apple iPhone. Выгоден Zinio и для рекламодателей: просмотр красивых картинок в этом формате весьма комфортен, кроме того, в журналы можно вставлять полноценные видеоролики, сравнимые по качеству с рекламой на ТВ.

Будет ли новая инициатива американских издателей конкурировать с Zinio, или они постараются представить свои разработки как нечто принципиально новое? Да и, наконец, почему бы просто не воспользоваться уже существующим механизмом цифровой подписки?

Ответы на эти вопросы мы скоро получим, и не исключено, что в итоге окажется, что руку к новой модели дистрибуции приложит Apple. Сейчас компания работает над интернет-планшетом, который она собирается позиционировать как устройство для чтения новостей и статей в электронном виде. По слухам, Apple уже обращалась к The New York Times Inc, McGraw Hill и Oberlin Press с предложением сотрудничества по предоставлению контента для её будущего устройства. Были разговоры и о том, что пользователи планшета смогут читать в электронном виде Wired — самый значимый журнал об IT-технологиях в мире.

Если инициатива издателей будет поддержана разработчиками электронных устройств (ещё один перспективный партнёр — Amazon, создатель Kindle, имеющий уникальный опыт продажи цифрового контента в интернете), то она будет выглядеть уже не как попытка вычерпать руками воду из лодки с дырявым дном. Другой вопрос в том, что лучше бы издателям и технологическим компаниям поскорее договориться о едином формате предоставления своих изданий онлайн и о единых стандартах дистрибуции. Тогда успех им будет обеспечен. А пока каждый тянет одеяло на себя, успеха не будет ни здесь, ни там.

Текст: Валентин Мальцев

Источник: Частный корреспондент