Сможет ли Associated Press монетизировать свой контент?

Постулат «жадность — не порок» можно смело назвать главным слоганом революции, которую затеяло крупнейшее информагентство Associated Press. Недовольное тем, что упускает выгоду из-за перепечаток новостей различными интернет-изданиями (недополученные суммы в АР оценивают в десятки миллионов долларов), руководство агентства решилось на радикальную меру — тотальный шпионаж. Отечественные СМИ инициативу AP поддержали.

Следить будут за теми, кто без спроса и без соответствующей оплаты безнаказанно копирует новости агентства.
Сигнальные маячки

Как средство шпионажа будут использоваться специальные электронные «маячки», которыми пометят все основные смысловые части каждой новости. Сигнальную HTML-разметку обещают нанести на весь производимый агентством текст уже к ноябрю 2009 года. Затем «маячками» снабдят все фото- и видеоматериалы. А к 2010 году систему будут использовать и газеты, входящие в холдинг AP (а это, в общей сложности, больше полутора тысяч изданий). Впрочем, в агентстве не столь наивны, чтобы верить, что сигнальный «маячок» способен стать панацеей от плагиата. Поэтому вдобавок к нему в действие введут ещё и инновационную технологию, разработанную корпорацией Attributor: система будет сканировать Сеть на предмет находящихся в ней копий того или иного материала.

Стоит оговориться, что AP больше всего беспокоят не те сайты и блогеры, которые копируют лишь ключевой абзац новости и далее комментируют его, а те СМИ, которые заимствуют текст целиком. Бороться обещают только с теми, кто допускает «воровство в больших размерах». Инновационные технологии, которые применит AP, будут помогать отслеживать именно такие «полноценные» тексты, а потом юристы будут разбираться с каждым случаем конкретно. Юристов не устроит и тот вариант, где в новости будут изменены лишь несколько слов, т.е. изменения будут минимальными. По мнению AP, это означает, что копипастер паразитирует на новостях агентства, поскольку получил новость даром, не затратил сил на подготовку оригинального контента и, тем не менее, вступил с агентством в прямую конкуренцию за читателя.

Введение электронной слежки — закономерный шаг для AP, которое уже не первый год борется с теми, кто беззастенчиво, как считает агентство, ворует его новости. Так, например, судебная тяжба, затеянная два года назад с компанией VeriSign, долго не сходила с первых полос газет, в первую очередь сетевых. Поводом для разбирательства стал принадлежащий VeriSign сервис Moreover — фабрика новостей, собирающая данные из десятков тысяч онлайн-ресурсов для того, чтобы пользователи могли осуществлять по ним поиск и подписываться на RSS-рассылки.

В АР решили, что раз сбор информационного материала осуществляется без соответствующей лицензии, значит, имеет место нарушение авторских прав. Руководству VeriSign было направлено гневное письмо, а когда реакции не последовало, ещё одно послание — с официальным иском — направили в суд. Вердикт по этому делу, впрочем, не вынесен до сих пор.

А вот схожие претензии, которые AР предъявляло новостному сервису Google News, были удовлетворены — в досудебном порядке. Юристы агентства так долго и активно терзали интернет-корпорацию (которая в целом придерживается мнения, что не должна платить за заголовки, выдержки из текста и фотографии, которые размещаются на Google News), что она пошла на уступки и согласилась делиться прибылью. Условия сделки ни одна из сторон раскрывать не стала. AP лишь выпустило пресс-релиз, в котором заявило, что договоренности вроде той, что была заключена с Google, «защищают интеллектуальную собственность и приносят дополнительные доходы для поддержания службы новостей и других сервисов для подписчиков».

Сейчас же в АР пошли ещё дальше — и настрой руководства, похоже, весьма боевой. Президент агентства Том Керли заявил, что любое использование кем бы то ни было произведённой Associated Press информацией в обязательном порядке требует лицензионного соглашения со службой новостей. «Если другие способны сколотить многомиллиардный бизнес на использовании ключевых слов, то мы способны построить свой бизнес размахом в сотни миллионов долларов на наших заголовках, — и мы сделаем это!» — цитирует Тома Керли The New York Times.

А что ещё остается делать АР, если его выручка впервые за много лет начала падать? По прогнозам совета директоров агентства, в 2009 году прибыль не превысит 700 млн долларов, тогда как в 2008 году холдингу удалось заработать на 48 млн долларов больше. Очевидно, что причина столь рьяной охраны копирайта — не что иное, как желание поправить пошатнувшиеся финансы.

Наш ответ Чемберлену

Ужесточение законодательства вокруг копирайта и авторских прав на новости, если оно всё-таки произойдёт, как и отдельно взятые меры, предпринимаемые AP, могут серьёзно сместить баланс между общественными интересами и свободой распространения информации, с одной стороны, и интересами информационного бизнеса, с другой. Но это в отдалённой перспективе, а пока что целый ряд авторитетных отечественных СМИ поддерживает инициативу AP и выступает с собственными начинаниями на ниве защиты новостей от несанкционированного копирования.

По мнению директора службы интернет-проектов группы «Интерфакс» Алексея Гореславского, которое он озвучил во время видеомоста Москва-Вашингтон «Правовые и экономические аспекты защиты новостной информации в Интернете: опыт по обе стороны океана» (прошёл в «РИА Новости» 29 июля), производители оригинального контента материально страдают от того, что интернет-площадки воспроизводят их новости. Ряд площадок платит за ретрансляцию новостей и таким образом частично компенсирует экономический убыток. Однако агентство теряет на копировании значительно больше потенциальной прибыли, чем могут оплатить интернет-ресурсы.

До сих пор авторское право в РФ защищало только авторский стиль и способ выражения мысли, однако это не спасает от копипаста. Поэтому по новой законодательной инициативе, которую выдвинули «РИА Новости», «Интерфакс» и «Газета.ру», защитить нужно не формулировку, в которой передана новость, а сами факты. Впрочем, на словах защитники копирайта это отрицают: «Мы хотим защитить на факт, а наше видение, отражение этого факта в виде новости. Вся суть — в деталях. Например, упал самолёт. Об этом все могут написать. А вот как, где и при каких обстоятельствах — это уже будет наша новость, которую мы хотим защитить. Слишком дорого нам это даётся», — объяснил заместитель гендиректора «РИА Новости» Валерий Левченко.

Председатель совета Координационного центра национального домена сети Интернет RU Михаил Якушев пояснил «Часкору»: «Речь идёт не о том, чтобы распространить на новость авторское право или копирайт. Мы говорим о том, чтобы создать систему, при которой права создателя контента могут быть защищены, но не средствами интеллектуальной собственности из 4 Части ГК. Для этого мы и предлагаем наши поправки». И добавил: «Я считаю, что Creative Commons (лицензия, под которой публикуется «Часкор». — «Часкор» ) – очень хороший механизм, который позволяет проблему копирования новости решить».

Заместитель гендиректора «РИА Новости» Валерий Левченко согласен с Якушевым: «Даже если между РИА и каким-либо СМИ заключён договор, целиком сообщение нашего агентства цитируется редко. Чаще это какая-то цитата или высказывание, которые становятся частью аналитической статьи. И в таком виде она может идти дальше, цитироваться другими СМИ. Важно, чтобы был упомянут источник информации. Если нас процитировали — это уже хорошо. Но нам хотелось бы увеличить доходы и от подписки, особенно если речь идёт о коммерческом использовании нашей информации».

Впрочем, не все СМИ хотят так же жёстко регламентировать использование своего контента. «Часкор» уже приводил мнение главного редактора интернет-ресурса «Вебпланета» Алексея Андреева, который считает, что инициатива по введению копирайта на новости говорит о том, что обычная модель распространения информации зашла в тупик: «Это часть всеобщего кризиса классических СМИ, у которых рекламная модель перестаёт работать, но и платная тоже не спасёт. Проблема связана с самой природой эксклюзивности, которая изменилась с появлением интернета. Появилось множество альтернативных источников — бесплатный блогер может написать репортаж быстрее и лучше, чем платный корреспондент агентства. Поэтому возвращением к платной модели той же самой новостной ленты проблема не решается. Даже Playboy в интернете разорился, хотя у него были платные сервисы на самую горячую тему!»

«Полагаю, жесткая защита контента от копирования, если говорить о контенте AP или РИА, особого эффекта не даст — ведь они добывают не узкую специальную информацию, а так сказать, «общего назначения», и по смыслу своей деятельности эти агентства как раз заинтересованы в максимальном распространении своих новостей. Мне кажется, что более эффективно было бы работать над укреплением собственных брендов — что-то вроде пропаганды того, что только если вы прочли информацию на ресурсах самого РИА, то можете ей доверять, потому что кто его знает, как там «эти левые сайты» копируют», — пояснил «Часкору» заместитель главного редактора газеты «Газета» Александр Малютин.

«Я думаю, будет успешной именно стратегия разделения СМИ на «брендовые» и «левые». Чем искушать хакеров на взлом своих систем защиты, лучше всячески подчеркивать свою брендовость и принадлежность к высшей касте. По-моему, это сработает. А если какой-то левый сайт что-то скопировал — ну и чёрт с ним. Не пристало фирме Mercedes Benz судиться с кустарными мастерскими, которые ставят на свои самодельные колымаги мерседесовский шильдик», — подчеркивает Малютин.

Текст: Анастасия Алексеева, Диана Ширяева

Источник:  Частный корреспондент