Редакционные тайны. «Толстые журналы» и издательства – лицом к авторам

В литературном салоне «Булгаковский дом» стартовал новый проект.

Мастер-класс Светланы Василенко по современной прозе до этого существовал уже два года, а в прошлом году открылся поэтический мастер-класс, который вели два мэтра ДООСа – Константин Кедров и Кирилл Ковальджи.

В нынешнем сезоне руководитель салона Андрей Коровин предложил изменить формат этих встреч… Многие авторы мечтают опубликоваться в старых признанных «толстых» журналах или в крупных издательствах.

Однако как начинающие, так и давно пишущие поэты и писатели порой просто не знают элементарных требований, предъявляемых печатными органами к потенциальным авторам, не знают механизмов и правил игры в литературном пространстве, порой не понимают, что есть «твой» и «не твой» журнал или издательство, что у каждого издания есть своя политика и формат… «Толстяки» откликнулись сразу, с издательствами в настоящее время ведутся переговоры.

Теперь всем желающим принять участие в семинарах предлагается прислать некоторый объем своих текстов для рассмотрения редакторами соответствующих отделов журналов – поэзии и прозы. Они же лично участвуют в семинаре. Причем для некоторых редакторов это будет едва ли не первый публичный выход к авторам.

Первый удар принял на себя журнал «Знамя», поэтический мастер-класс которого провела завотделом поэзии Ольга Ермолаева. Она не стала подробно останавливаться на разборе стихов участников (прислали свои подборки 29 человек), а предложила лучшим из них выступить. Таким образом, мастер-класс превратился в полноценный поэтический вечер, а пять авторов (Юрий Коньков, Мария Маркова, Алиса Орлова, Борис Панкин, Елена Пестерева) получили рекомендации для публикации в журнале.

Что такое рекомендация для публикации – поведала на следующем мастер-классе завотделом прозы «Знамени» Елена Холмогорова. Она рассказала о технологии работы одного из самых известных литературных журналов – в частности, о том, что решение о публикации какого-либо произведения принимается исключительно коллегиально, а читателей-рецензентов, к примеру, у прозаического произведения бывает как минимум три – завотделом прозы, зам. главного редактора и сам главный редактор. Так что рекомендация – это еще не публикация, но первый серьезный шаг к ней. Потом же Елена Холмогорова вместе со Светланой Василенко подробно разобрали произведения всех 28 авторов, приславших свои работы. Произведения пяти человек (Ольги Гришаевой, Екатерины Кюне, Романа Назарова, Ганны Шевченко и Юлии Шералиевой) будут рекомендованы для публикации в «Знамени».

Оба вечера собрали рекордное количество слушателей, будто выступала какая-нибудь звезда. В планах – пригласить на мастер-классы представителей литературных агентств, которых в России пока не так много, но которые во всем мире являются наиболее эффективным механизмом «раскрутки» талантливых авторов. Но это – в будущем.

Текст: Владимир Шемякин

Источник: НГ — Ex Libris