Жители поселка Гай постоянно вспоминают счастливые времена расцвета бывшего леспромхоза, из которого последние пятнадцать лет уходит жизнь. Время, как скорый поезд, проносится мимо испуганных Героев заброшенного поселка, пытающихся в мелькающих окнах разглядеть — может, хоть там есть что-то настоящее? Или, может быть, здесь, в земле Гай, где был вырублен лес, рядом со страшными черными пеньками еще вырастут деревья?
* * *
Книга читается как дневник, приехавшей на каникулы студентки. Но настолько проникновенно и искренне написано, что местами ноет душа. «Земля Гай» — социальная повесть, про прогибающую деревню, каких в России не счесть. Повесть «Ленкина свадьба» о деревенской молодежи.
Хоть повести и пропитаны ощущением безнадёги и неминуемого конца, после прочтения появляется оптимистическое чувство, что всё будет хорошо!
* * *
Как-то резво и неотрывно прочлась книжица, чего как-то и не ожидалось даже. Вроде и не экшн и не блокбастер, а зацепило… какими-то шукшинско-беловскими что ли тонами, про быт вот этот, про деревенские радости. В первой части книжки — деревенская неказистая простота и чистота соперничает с городской напыщенностью, пустотой и снобством, и побеждает.
Деревенская простушка играет сказочно-принцесскую свадьбу и на месте жениха такой, казалось бы несбыточный, местный франт — возвращенец из армии.
Вторая часть, что удивило, продолжением первой не стала, хотя до последнего верилось, что вот-вот автор чирканёт, что две главные героини второй части — бабки — одни из тех девок или тёток, что были упомянуты в первой, но нет. Они-то можт там и были,т.к. живут все в одном Гаю, но о них не очень упоминалось.
Тут уже современность, разруха и полная послеперестроечная, послеразворовочная, послевсёрахераченная бытность на селе. Были в этой части три абзаца, которые я назвала б прошлым и будущим не только героев этой повести, но и всего села, всей страны. Вот они:
прошлое
— Помнишь? А как раньше хорошо было, и все знали, зачем живут? Чтобы строить будущее. Все хотели работать — вставать рано, чтобы как можно больше успеть. Я же сюда с Ленинградской области еще до войны ребенком с родителями приехала. Страна позвала. Нужны мы были своей стране. А после войны — и подавно. Такое хозяйство надо было поднимать. И все работали как один. Как же радостно было работать! До седьмого поту! Все были молодые, сильные, веселые… Голодные, злые и жадные до работы… Все для страны, для народа, для Сталина, за дело Ленина… А здесь все день ото дня становилось краше: утром сосны — днем бревна — вечером первые дома, утром болото — вечером широкая дорога, утром — пустырь, вечером — биржа и ровные ряды стволов… Знаешь, какая у меня мечта еще с самого детства была? Вытащить дедушку Ленина из прошлого, привести к нам, сюды, ну, в настоящее, и показать, как мы хорошо живем…
переход
— И-тит твою мать, раньше люди как люди были — все одна семья! А теперь по поселку не пройти — все засерили, яму им трудно выкопать да туда все свое дерьмо прятать. Нет! Не можут! Ан проще на улицу скидать. Сожрать все друг друга готовы, убить за поллитру, за рубль — удавиться! А потому что не получали пайку в пятьсот граммов, не горбатились по двенадцать часов… Зубы им рвуть под уколом, без боли! Вот поэтому все и стали злобными, толстокожими, чужую боль не чуют! Отобрать да украсть — вот их закон.
будущее
— Полтора предприятия в районе работают. Налогов — кот наплакал, а голытьбы этой — тысячи. Не они, так их дети пусть устраиваются, зарабатывают, покупают себе виллы на Канарах — я что,против? Я ведь не об этом. В Пролетарском полтора землекопа общественную баню себе требуют построить. Я им говорю: «Значит так, мужика, я вам даю по двадцать кубометров леса — бесплатно — а вы строите себе каждых по бане». А они не хотят утруждаться! Хотят, чтобы им наготово построили. Нет, ты пойми, эти бани развратили весь наш народ. Сто лет назад, где они мылись? Кто приходил и строил им, на хрен, баню? Никто. Не построил себе баню — будешь грязным. Не вспахал, не засеял землю — будешь голодным. Нельзя им строить бани! Сегодня ты им баню построишь, а завтра они к тебе придут и скажут: «Нам нужен специальный человек, который нас будет мыть. Мы не можем сами мочалкой орудовать». И знаешь, кто придет к ним? — Малютин хитро оглядел собеседников. — Китайцы. Они им баню построят. Они им все места мочалкой натрут. И скажут: «Да вы сидите, расслабляйтесь, а мы пока за вас детей сделаем». И будет скоро великий русский народ весь желтый и узкоглазый
Рецензии с сайта www.labirint.ru