Не только «Вечер у Клэр»

Пятитомник Гайто Газданова даёт писателю шанс вернуться в строй классиков русской литературы.

Гайто Газданов. Собрание сочинений в 5 т. М.: Эллис Лак, 2009.

С Гайто Газдановым сложилась странная ситуация. С одной стороны, он неоспоримо входит в число лучших писателей первой волны русской эмиграции, с другой — неизменно уступает Бунину и Набокову: самые образованные назовут от силы два-три его романа. Между тем о Газданове уже написано десяток монографий, полтора десятка диссертаций, а полная библиография приближается к полутора тысячам наименований. Осталось только добавить читательской популярности, тем более что, как любая хорошая литература, проза Газданова рассчитана одновременно и на массового читателя, и на тонкого ценителя. Именно эту задачу и призвано решить пятитомное собрание сочинений писателя, выпущенное наконец издательством «Эллис Лак».

Творчество Газданова принадлежит сразу нескольким литературным традициям: и русской классической прозе, и современной ему европейской, и, безусловно, советской.

В довоенных романах он переосмысляет свой собственный опыт: ужасы Гражданской войны, пережитые им в возрасте шестнадцати-семнадцати лет, эмиграцию через Болгарию и Константинополь в Париж, мытарства на парижских улицах, работу ночным таксистом. Именно поэтому для него так важна экзистенциальная проблематика, обращённость в прошлое, темы памяти, смерти, метафора жизни как путешествия. Позднее он уже не будет так часто обращаться к своей биографии, но любимые темы останутся прежними.

Важных событий и после эмиграции было в его жизни предостаточно: в 30-е годы вступил в масонскую ложу «Северная звезда», а в годы Второй мировой принимал участие в Сопротивлении. И только в начале 50-х, благодаря работе на радио «Свобода», он обрёл относительное спокойствие и материальное благополучие.

Выход пятитомника, выполненного с академической тщательностью, — хороший повод возвести наконец-то Газданова в ранг классика. Составители отказались от жанрового принципа (как было в десятилетней давности трёхтомнике) и выстроили материал в хронологическом порядке, что позволит вдумчивому читателю проследить за эволюцией писателя. К девяти романам, документальной повести и нескольким десяткам уже известных рассказов добавились ранее неизвестные художественные тексты: масонские доклады, эссеистика, программные для Газданова статьи, переписка из разных архивов, а также воспоминания современников о писателе. Обновлены комментарии, есть указатель имён, полная библиография, написано несколько новых предисловий, ещё раз сверены тексты.

Есть и одна прекрасная текстологическая находка: оказалось, что в последней фразе самого известного газдановского романа «Вечер у Клэр» вместо: «…и во влажной тишине этого путешествия изредка звонил колокол — и звук, неизменно нас сопровождавший, только звук колокола соединял в медленной стеклянной своей прозрачности огненные края и воду, отделявшие меня от России, с лепечущим и сбЫвающимся, с прекрасным сном о Клэр…» — на самом деле было: «…с лепечущим и сбИвающимся, с прекрасным сном о Клэр…» Всего одна буква, а разница смыслов, согласитесь, колоссальная.

Текст: Мария Шабурова

Источник: Частный корреспондент