Кругом, возможно, Бог

apologija_razuma В новой книге философа и поэта Ольги Седаковой речь идёт о Данте, Пастернаке и Аверинцеве. А ещё о Фоме Аквинском, Прусте, Гёте, Толстом, Пушкине и других звёздах мировой культурной плеяды

Ольга Седакова. Апология разума. М.: МГИУ, 2009.

Ольга Седакова в культурном пространстве существует сразу в нескольких ипостасях — философа, филолога и поэта. В её последней на сегодняшней день книге — сборнике «Апология разума» — объединены философская и филологическая ипостаси.

Если говорить о Седаковой в целом, то это, без сомнения, интеллектуал самой высокой пробы. И если как поэту это ей порой вредит — уж больно поэзия Седаковой выверена, рациональна и холодна, то в научной прозе, пожалуй, наоборот — тут её рациональность исключительно к месту. Собственно, Седакова, похоже, и сама всё это про себя знает — недаром уже своим названием её новый сборник возвеличивает рацио.

Книга состоит из трёх самостоятельных работ, объединённых общим ракурсом и темой — разумом (наверное, «разум» — самое часто употребляемое в сборнике слово). На филологическом поле Седакова играет философскими понятиями, поэзию рассматривает сквозь призму герменевтики.

В случае с Данте, которому посвящён первый текст в книге, она пытается понять природу его поэтического вдохновения, определить, в какой точке между чувством и опытом, разумом и верой находился создатель «Божественной комедии», анализирует его творчество в рамках оппозиции сознания Средних веков и Нового времени.

Пастернаковского «Доктора Живаго» Седакова прочитывает с помощью гётевского «Доктора Фауста». Автор отмечает, что данная тема в пастернаковедении слабо отрефлексирована, единственный, кто увидел пересечения двух великих произведений, — писатель и поэт Михаил Кузмин. Между тем, как полагает Седакова, аналогии более чем уместны. Помимо созвучного «докторства», к сопоставлению героев и произведений располагает и тот факт, что роман писался параллельно переводу Пастернаком драмы Гёте. Впрочем, задача текста Седаковой несколько шире установления параллелей между Пастернаком и Гёте: главное для неё — на основании синтеза гётевско-пастернаковской мысли выйти на пути теологии и телеологии.

Третья статья сборника — рассказ автора о своём учителе, филологе Сергее Аверинцеве, способе его мышления и понимания рационального. Не того рационального, которое в современном сознании противопоставлено иррациональному, а более глубокого, которое способно выйти за рамки привычной нашему мышлению системы бинарных оппозиций.

Александр Введенский не без доли сомнения говорил: «Кругом, возможно, Бог». Ольга Седакова в этом не сомневается.

Текст: Николай Кириллов

Источник: Частный корреспондент