Кто в тереме живёт?

В «Музейный гид-2012», изданный Благотворительным фондом В. Потанина, вошло больше дюжины небольших путеводителей, посвящённых российским музеям

fotki.yandex.ru
fotki.yandex.ru

В Коломенском музее пастилы главное – вот эти вкусные и сладкие брусочки; в московском музее «Огни Москвы» — фонари разных эпох, рассказывающие про родину электричества. В Покровском соборе (который более известен, как Василия Блаженного) всё важно – и узкие пространства с фресками и выщербленные своды и вид из окошек-бойниц.

В Музее-усадьбе Мураново главное – портреты семьи Энгельгарт, у архитектурного комплекса «Фридландские ворота» в Калининграде – скульптуры готических воинов и кирпичная кладка. В Ясной Поляне – не только могила великого писателя, но и сам «гений места», любовно воссоздаваемый здесь после Великой Отечественной.

В роскошной картонной коробке «Музейный гид России 2012» живут 16 буклетов, посвящённых коллекциям, а, точнее, концепциям самых разных музеев и выставочных центров, раскиданных по городам и весям нашей страны.

16 тонких, но прекрасно оформленных книжек с картинками (а все картинки – с выставок и экспозиций) и умными статьями, которые можно использовать и врозь, и вместе.

Если по отдельности – то каждому музею выйдет редкостная удача: заполучить уютный и вменяемый сувенир, рассказывающий про историю создания и смысл показываемого, а если вместе – возникает карта культурной деятельности не только в столице, но и в регионах, разнообразная и неповторимая.

В Армашевском краеведческом музее из Свердловской области показывают аутентичный быт одной уральской деревни. В музее-заповеднике «Красная Горка» возле Кемерово, выставлены фотографии Спиридона Бывшева 30-х годов. Рыбинский музей-заповедник ценен своим собранием старинных диванов, а эрмитажный филиал в «Старой деревне» — набором карет и старинных кресел (а так же большим количеством скульптуры, фресок и много чего, Эрмитаж, ведь, у нас, считай, необъятен).

Как показывают эти мелованные брошюрки, музейная программа Благотворительного фонда В. Потанина стимулирует не только энтузиазм, но и концептуальность мышления – ведь не всякому музею повезло так, как Эрмитажу. И не в каждой области есть богатые исторические (и, тем более, художественные) фонды. Но, как известно, главное наше богатство – люди и их умные мозги, способные создать нечто буквально из ничего.

Это, кстати, и является самым что ни на есть современным подходом к традиционному, казалось бы, музейному делу – сегодня крайне важно выставлять не экспонаты, но концепции, броские в визуальном смысле идеи, способные притянут к собственному раскрытию любые экспонаты.

Живая мысль важнее материального носителя, понимаете? Люди приходят смотреть не на картины и скульптуры, но для того, чтобы очутиться внутри территории, срежессированной куратором, который самовыражается, ну, да, примерно так же, как театральный режиссёр в постановке спектакля. Только вместо актёров у такого искусствоведа и музейщика – экспонаты, коллекции, артефакты, сами по себе оставляющие зрителя безучастным.

Концепция развлекает и обучает, привлекает внимание и внушает мысли – действительно, натуральный такой театр, внутри которого (как считал Гёте) складывается нация.

Музеи, а отнюдь не телевизор – вот что сегодня нас объединяет. Способно объединить.

Вот как эти самые разные по цвету и свету буклеты объединяет картонная коробка – она, конечно, эффектно смотрится на книжной полке, но гораздо лучше вскрыть её ножницами и распотрошить на отдельные книжки.

Тогда-то и узнаешь, что в Музее изобразительных искусств Республики Карелия собрана роскошная коллекция северного письма, проявляющего себя и в строгости икон и в разноцветье предметов домашнего обихода, скалках да прялках. А в Ангарск следует ехать дабы посмотреть собрание старинных часов. А старейший музей Сибири и Дальнего Востока – Приморский государственный объединённый музей имени В.К. Арсеньева помогает лучше понять и этот край с его удивительной историей и людей этого края, так как коллекций во Владивостоке множество и все они дополняют друг дружку.

Больше музеев, хороших и разных! Больше хороших книг о таких музеях!

Текст: Василий Бочков
Источник: Частный корреспондент