Выставка посвящена издательской деятельности крупнейшего маршана ХХ века
С 17 ноября по 20 января в ЦВЗ «Манеж» будет представлена экспозиция «Издатель Воллар и его художники». Она посвящена издательской деятельности крупнейшего маршана ХХ века, Амбруаза Воллара. Этой экспозицией откроется новый выставочный проект «Музей книги художника / Livre d’artiste» в ЦВЗ «Манеж».
Издание в 1900 году поэмы Поля Верлена «Параллельно» с литографиями Боннара, первой книги Воллара, положило начало жанру livre d’artiste, который получил широкое развитие на протяжении всего ХХ века. Термин livre d’artiste или livre de peintre, в буквальном переводе с французского означает «книга художника» или «книга живописца». Под этим понимается вполне конкретный тип или формат издания: это издание литературного текста с иллюстрациями, выполненными в виде оригинальной печатной графики (литография, офорт, ксилография и т. д.), имеющее относительно небольшой тираж (от десятков до нескольких сотен экземпляров), отпечатанное на специальных сортах бумаги и оформленное определенным образом (как правило, несброшюрованные листы, коробка, футляр). В большинстве случаев эти издания подписаны автором, художником или издателем.
Принципиальная особенность книги художника / livre d’artiste состоит в том, что инициаторами изданий, как правило, являются не профессиональные издатели, а торговцы произведениями искусства, проявлявшие интерес к издательской деятельности. Для них в такой книге главным является не литературный текст, а иллюстративный материал. Они в большей степени рассматривают издание как еще одну возможность представить произведения художников, с которыми они работают.
Другой особенностью этого жанра книгоиздания было то, что иллюстрации создавались не художниками-иллюстраторами, для которых важным является отражение в иллюстрации отдельных жанровых сцен литературного произведения, а художниками, основной деятельностью которых было создание станковых произведений живописи и графики. Они крайне редко буквально следовали событиям литературного произведения, в большинстве случаев «пересказывая» фабулу своими изобразительными средствами. Порой такие иллюстрации весьма отдаленно отражали конкретные сцены и события литературного текста, являясь при этом самостоятельными произведениями изобразительного искусства.
Книга художника — это вполне самостоятельное явление в искусстве ХХ века, представляющее большой интерес для исследователей и любителей искусства. Сегодня трудно назвать кого-либо из известных художников и скульпторов прошлого века, кто не работал бы в жанре книги художника. Пикассо, Матисс, Шагал, Брак, Миро, Дали, Эрнст, Массон, Леже, скульпторы Роден, Майоль, Мур, Джакометти, выходцы из России Кандинский, Ланской, Анненков, Гончарова, Цадкин — это лишь небольшой перечень мастеров ХХ века, работавших в книге художника.
В экспозиции представлены 23 издания, созданные Волларом за период с 1900 по 1939 годы. Данные издания содержат оригинальную печатную графику 12 художников: Пьера Боннара, Жоржа Брака, Эдгара Дега, Андре Дерена, Аристида Майоля, Пабло Пикассо, Рауля Дюфи, Огюста Ренуара, Огюста Родена, Жоржа Руо, Поля Сезанна и Марка Шагала. Посетители выставки смогут увидеть около 350 листов работы, большинство из которых будут экспонироваться в Москве впервые. Работы для выставки предоставлены коллекционерами Георгием Генсом и Борисом Фридманом.
Так сложилось, что не только рядовые любители искусства, но и большинство искусствоведов, работников музеев, галерей все еще имеют весьма приблизительное представление о сути и содержании такого явления, как livre d’artiste – книга художника. В этой связи важным элементом функционирования выставочной площадки будет является организация образовательной деятельности по популяризации всего комплекса аспектов, связанных с тематикой livre d’artiste. Это и организация экскурсионного обслуживания, проведение лекций, круглых столов по тематике выставочной площадки, рассчитанных на разные слои москвичей: детей, юношей, взрослого населения, как любителей, так и специалистов.
СПРАВКА litsnab.ru:
Амбруа́з Волла́р (фр. Ambroise Vollard; 3 июля 1866, Сен-Дени, о.Реюньон — 21 июля 1939, Версаль) — один из самых значительных торговцев произведениями искусства (маршанов) в Париже в к. XIX — нач. XX вв. Он поддерживал как финансово, так и морально большое количество знаменитых и неизвестных художников, включая Сезанна, Майоля, Пикассо, Руо, Гогена и ван Гога. Был известен также как коллекционер и издатель.
Сын нотариуса, родился и вырос во французской колонии Реюньон, учился юриспруденции в метрополии, сначала в Монпелье, затем в Школе Права в Париже, которую закончил в 1888, подрабатывая в годы учения клерком у арт-дилера.
За эти годы он незаметно превратился в «маршана-любителя», и в 1893 г. Воллар основывает свою собственную арт-галерею Rue Laffitte, ставшую затем центром парижского рынка современного искусства. Здесь Воллар устраивает свои первые крупные выставки: за Мане и другими последовали Гоген, первая посмертная выставка Ван Гога (4-30 июня 1895), организовывает первую персональную выставку Сезанна, в 1904 — аналогично Матисса. Таким образом, Воллар «открывает» этих мастеров.
Его внешность и манеры часто описывали беспощадными словами: «крупный, резкий, грубый человек» с «потупленным взглядом». При этом он был достаточно свирепым бизнесменом, нажившим свое состояние благодаря девизу «покупай дешево — продавай дорого». В число его клиентов входили Гертруда Стайн и её брат Лео, Сергей Щукин, Иван Морозов, Альберт Бернс (Albert C. Barnes), Г. О. Хэвемайер (H. O. Havemeyer). Позже Воллар напишет биографии Сезанна, Дега и Ренуара.
Воллар погиб в автомобильной катастрофе в 1939 г. в возрасте 73-х лет, когда его управляемая шофером машина вылетела с дороги. Он умер, не оставив прямых наследников. Его коллекция согласно завещанию была распределена между дальними родственниками и близкими друзьями, хотя значительное количество значимых шедевров были проданы, потеряны или украдены в годы начинавшейся войны.
Источник: Частный корреспондент