Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве

Лелекова О. В. Русский классический иконостас
Лелекова О. В. Русский классический иконостас

В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получили возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке.

Выставка работает до 26 августа.

Создание иконостаса в Кирилло-Белозерском монастыре связано с именем царя Иоанна III, по воле которого, вместо деревянного храма Успения Божией Матери, который был построен еще преподобным Кириллом с первой братией монастыря, началось строительство большого каменного Успенского собора. В новый собор был заказан царем новый иконостас.

В то время в России в большинстве храмов алтарь заграждался так же, как в Византии, алтарной невысокой преградой, похожей на полупрозрачную аркаду с иконами Христа и Богоматери. Но постепенно мир материальный от мира духовного стали отделять более надежно, глухими завесами, дополнительными колоннами, и, наконец, высокой деревянной преградой с пятью рядами икон. Так возник знаменитый пятиярусный иконостас, который навсегда стал олицетворением именно русского храма. Первый такой иконостас был возведен Феофаном Греком для Благовещенского сбора Московского Кремля в 1405 году. Он самый древний, но в нем не сохранилось такого количества «своих» икон, как в иконостасе Кирилло-Белозерского монастыря.

«Таких высоких иконостасов XV века сохранилось всего четыре, и наш самый полный по составу икон. — Рассказывает директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Николаевич Шаромазов. – мне бы хотелось, чтобы о нем узнали люди, чтобы перестали думать о русской иконописи, что это только лишь Дионисий и Рублев».

Сердца трех

Реставрация икон началась еще в 1980 году, после выставки в музее имени Андрея Рублева. Именно тогда стало понятно, что для икон, до этого отреставрированных в разное время и разными мастерами надо организовывать специальную научную группу реставраторов, чтобы сделать древний иконостас вновь единым, цельным произведением, какой бы трудной задачей это не оказалось. Дело в том, что иконостас, хоть и был написан в одно время, но писали его разные люди, разными иконописными приемами, но несмотря на разные приемы и стили, иконостас выглядит как единый художественный замысел, совершенный замысел.

В XV веке над иконостасом, выполненным быстро и своевременно, работали три бригады. К сожалению, история не сохранила для нас подлинные имена этих иконописцев. Реставраторами принято условно называть эти бригады «мастерами», как будто речь идет о трех отдельных людях, разделяя их по приемам и манере письма, в которых чувствуется влияние трех основных направлений: новгородской, ростовской и византийско-московской школ иконописи. Краски первого или «синего мастера» переливаются как самоцветы, письмо второго мастера по Новгородски энергично и звучно, а линии и краски третьего мастера певучие и нежные, и чем то очень похожи на творчество знаменитого Дионисия.

Группе реставраторов во главе с О. В. Лелековой, которой недавно исполнилось 90 лет, пришлось изобретать новые методы реставрации. С помощью нового метода пигментного анализа красочного слоя удалось определить, какими минералами пользовались иконописцы и как они составляли красочные смеси. Так удалось воссоздать первоначальный лазурит, тот самый пронзительный синий цвет первого, «Синего мастера», или восстановить, утраченное в предыдущих реставрациях ,золото на левкасе деисусного ряда.

Знакомые незнакомцы

До XVIII века иконы иконостаса спокойно почивали на своих тяглах в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Но пришел XVIII век, новое время, и иконостас решили «обновить», чтобы он соответствовал барочному стилю. Тогда некоторые иконы сняли и убрали в Алтарь, а некоторые передали в другие монастырские храмы. Потом было второе поновление иконостаса, уже в манере классицизма. После 1918 года иконы иконостаса Кирилло-Белозерского Успенского собора раскрыли реставраторы, и стало ясно, что все они шедевры. Но, пришли тяжелые времена и иконы вывезли в музеи Москвы и Ленинграда. Из шестидесяти уцелевших икон в Кириллове остались только тридцать три. Остальные оказались в таких собраниях-«титанах», как собрание музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, Третьяковской Государственной Галереи и Русского музея. И вот все они собранны на выставке в местный, деисусный, праздничный и пророческие ряды первого каноничного Русского иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря.

Однако, если посмотреть на иконы выставки, то каждая покажется неуловимо знакомой. Конечно, ведь каждая — шедевр русской иконописи, каждая — отпечатана в репродукциях миллионными тиражами, каждую хоть мельком, устало сидя на банкетках в обширных музейных залах, но видели, и не раз. Почему же выглядят они как-то по-новому? Как будто перед ними поставили чудесные линзы, через которые стали вдруг заметны на них совершенно новые линии, совершенно новая гармония красок. Потому что впервые эти иконы выглядят такими, какими были задуманы в XV веке. Впервые, после многолетней реставрации, которая восстановила художественное единство иконостаса, можно увидеть их подлинную красоту, отраженную друг в друге.

2013. Возвращение

Михаил Николаевич рассказал, что с 1924 года в Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря не пускают посетителей. Но в 2010 Кирилло-Белозерский монастырь сделали в области приоритетным объектом для реставрации и начались работы по подготовке Успенского собора к приему экскурсий. Это произойдет в 2013 году. «У нас дружественные отношения с епархией. Нет такой проблемы, которую мы не могли бы вместе решить. Например, сейчас достигнуто соглашение о том, что в Успенском соборе будут совершаться два богослужения в год. Но праздник Успения Божией Матери и в день память преподобного Кирилла Белозерского», — сказал Михаил Николаевич.

Конечно, в храме не будет толпы верующих, как в Москве, но об употреблении свечей во время богослужения, все равно, придется договариваться. «Я бы предпочел, чтобы у нас это стало похоже на то, как решают этот вопрос в Европе», — высказал свое мнение Михаил Николаевич.

В 2013 году уникальный иконостас можно будет посмотреть в его родном Кирилло-Белозерском монастыре, а пока добро пожаловать в Музей Московского Кремля в выставочный зал Успенской Звонницы, где можно рассмотреть иконы знаменитого иконостаса в полном составе и в мельчайших деталях, рассмотреть их по-новому, понять, как создавался неповторимый древнерусский стиль иконописи.

СПРАВКА:

Северный форпост Московского княжества, Кирилло-Белозерский монастырь был основан в XIV веке святым Кириллом, одним из последователей великого подвижника Сергия Радонежского. В 1497 году главный храм обители Успенский собор, находившийся под особым покровительством великого князя Ивана III, был украшен высоким четырехъярусным иконостасом. По сравнению с предшествовавшими памятниками, это классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший в себе главную идею — связь земного и небесного мира через молитву святых. Знаменательно, что кирилловский иконостас представляет собой самый обширный из дошедших до нас ансамблей, включающий в себя шестьдесят икон, и, самый полный по количеству икон сохранившихся, утрачены лишь две.
Удивительной особенностью кирилловского иконостаса стало участие в его создании художников, работавших в традициях московской, ростовской и новгородской школ иконописания. Не только в стилистике, но и в технических приемах они были очень разные. Однако уровень их мастерства был таков, что, работая бок о бок, они создали поразительно целостный и яркий ансамбль. К сожалению история не донесла до нас имена этих мастеров, художественный стиль которых не находит себе прямых аналогий в живописи известных школ того времени и отмечен невиданной ранее красотой ликов и рафинированной чистотой цвета и рисунка.

Северный форпост Московского княжества, Кирилло-Белозерский монастырь был основан в XIV веке святым Кириллом, одним из последователей великого подвижника Сергия Радонежского. В 1497 году главный храм обители Успенский собор, находившийся под особым покровительством великого князя Ивана III, был украшен высоким четырехъярусным иконостасом. По сравнению с предшествовавшими памятниками, это классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший в себе главную идею — связь земного и небесного мира через молитву святых. Знаменательно, что кирилловский иконостас представляет собой самый обширный из дошедших до нас ансамблей, включающий в себя шестьдесят икон, и, самый полный по количеству икон сохранившихся, утрачены лишь две.

Удивительной особенностью кирилловского иконостаса стало участие в его создании художников, работавших в традициях московской, ростовской и новгородской школ иконописания. Не только в стилистике, но и в технических приемах они были очень разные. Однако уровень их мастерства был таков, что, работая бок о бок, они создали поразительно целостный и яркий ансамбль. К сожалению история не донесла до нас имена этих мастеров, художественный стиль которых не находит себе прямых аналогий в живописи известных школ того времени и отмечен невиданной ранее красотой ликов и рафинированной чистотой цвета и рисунка.

Источники: litsnab.ru, Журнал «Нескучный сад»

Литература по теме:

Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. I и II том. М.: Индрик, 2011.