Владимир Зазубрин крупным планом

vladimir_zazubrin В Новосибирске вышло многостраничное исследование Владимира Яранцева «Зазубрин. Человек, который написал «Щепку». Повесть-повествование из времён, не столь отдалённых»

Наконец-то, вышла книга, продолжившая полноценное осмысливание творчества и личности одного из крупнейших и талантливейших сибирских прозаиков — Владимира Зазубрина ( 1895 – 1937), начатое ещё в 70-х годах известным критиком Николаем Яновским.

Владимир Зазубрин – автор произведения, которое было признано первым советским романом – «Два мира». Повествующее о Гражданской войне, появившееся что называется, по горячим её следам – в 1921 году, оно пользовалось немалым успехом, выдержало ряд изданий (к одному из них написал предисловие М. Горький). Зазубрин стал одним из организаторов литературных сил Сибири – создал и возглавил Сибирский Союз писателей, был одним из руководителей журнала «Сибирские огни». Однако такие его произведения, как «Бледная правда», «Общежитие», в которых была показана «изнанка» советской власти, вызвали резкое неприятие со стороны партийных властей и обслуживающей их литературной критики. В конце двадцатых годов обстановка вокруг писателя настолько обострилась, что он вынужден был уехать из Новосибирска в Москву к ценящему его талант А.М.Горькому. Работал в Гослитиздате, в журнале «Колхозник», опубликовал в «Новом мире» роман «Горы». В 1936 А.М.Горького не стало. А в 1937 году В. Зазубрин был арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.

Критик Владимир Яранцев, подробно рассматривающий в своей многоплановой книге жизнь и творчество Зазубрина, не стремился написать традиционное биографическое сочинение. Литературный портрет автора «Щепки» дан на широком документальном фоне, показывающем сложнейшую обстановку двадцатых и первой половины тридцатых годов, доминантой которой была всё обостряющаяся борьба партийной верхушки за власть, закончившаяся в конце концов становлением того, что позже будет названо культом личности. Всё в стране, в том числе и литература, было подчинено этой напряжённой и беспощадной борьбе. «Зазубрин, — говорит В. Яранцев в коротком вступлении к книге, — и плод своего времени и его жертва…Задачей этой книги было не рассудить всё окончательно, расставив по полочкам (здесь – «плод», тут – «жертва»), а показать человека, решившего заняться литературой в роковые годы России…». Автор книги поднял огромный документальный материал, многие страницы которого публикуются впервые. В результате показана не только судьба одного человека, читатель ощущает дыхании е эпохи, видит, в каких уникальных по своей сложности условиях рождалась и крепла в двадцатые и первой половине тридцатых годов отечественная литература, давшая в те годы столько блестящих образцов и в прозе, и в поэзии.

Не случайно среди помещённых в книге портретов есть и портрет новосибирского критика Н.Н.Яновского (1914 – 1990). В 1972 году он выпустил том основанного им «Литературного наследства Сибири», целиком посвящённый В.Зазубрину. Выпуск этого тома, попытки опубликовать «Щепку» дорого стоили Н.Яновскому – он был подвергнут резкой партийной критике, снят с поста заместителя редактора журнала «Сибирские огни». Написанная в 1923 году «Щепка», в которой ярко показана трагическая картина времён «красного террора» — чекистский расстрел, впервые была опубликована лишь в 1989 году, когда находящейся на излёте своего существования КПСС было уже не до надзора над литературой. Вскоре «Щепку» экранизировал ученик С.Герасимова — режиссёр Александр Рогожкин ( «Караул», «Третья планета», «Жизнь с идиотом», «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Улицы разбитых фонарей», «Кукушка», «Перегон»); киноверсия вышла в 1992 году под названием «Чекист» (совместное производство России и Франции).

Трудно определить жанр, в котором написана книга В. Яранцева. Это мастерски, изобретательно скомпонованный сплав биографии, документа, художественного текста, собственных, порой весьма личностных, рассуждений, включающих элементы полемики и публицистики. И труд, проделанный новосибирским исследователем, вызывает уважение не только огромным объёмом привлечённого материала, но и вот этой самой личностной неравнодушной составляющей.

…Последняя часть книги В. Яранцева называется длинно – «Канск. Дом на Краснопартизанской. Уроки Зазубрина». Она родилась в результате поездки в Канск – городок, в котором когда-то Зазубрин обосновался сразу после Гражданской войны и где написал почти все узловые свои произведения. И где ветшает сегодня в ожидании давно обещанной властями реставрации его дом. «Мудрое лицо Зазубрина, – читаем в книге, — высокий лоб, прищуренные глаза, «философская» борода – глядит на нас укоризненно-понимающе: измельчали и одичали, упростили свои культурные запросы до нуля. И пустой дом Зазубрина, по сути, руины – и есть «лицо» нашего отношения не только к Зазубрину, но и к литературе вообще».

Горькие, недвусмысленные слова. Но читая их, надеешься: само то, что они произнесены, что о Владимире Зазубрине, наконец, сказано без купюр и умолчаний, что заставляющая о многом задуматься незаурядная книга В. Яранцева лежит теперь перед нами, — всё это позволяет надеяться на лучшее.

СПРАВКА:

Владимир Николаевич Яранцев родился в г. Калинин (Тверь) в 1958 году. Закончил гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета (Академгородок) по специальности «филология». Преподавал в школе, колледже, Новосибирском университете. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роман Андрея Белого «Петербург», опубликовал научные статьи по творчеству А. Белого, А. Блока, В. Набокова в журналах «Гуманитарные науки в Сибири», «Вестник НГУ» и др. В 90-е годы работал в газетах Новосибирска: «Сибирская газета» и «Слово», печатался в «Советской Сибири», «Вечернем Новосибирске», «Молодости Сибири», «Новой Сибири». С 2000 года печатается, а затем работает (с 2002 г.) в журнале «Сибирские огни», одновременно занимаясь литературоведением, в том числе сибирским (доклады на научных конференциях по творчеству П. Васильева, Л. Мартынова, С. Кожевникова), статьи, в том числе в «Исторической энциклопедии Сибири» (2009 г.). С 2003 года сотрудничает с региональными журналами «День и Ночь» (Красноярск), «Алтай» (Барнаул), «Складчина» (Омск), «Начало века» (Томск), «Огни Кузбасса» (Кемерово), а также со столичными СМИ: «Литературной газетой», «Литературной Россией». В 2008 году в Новосибирске вышла книга статей и эссе о сибирской литературе «Ещё предстоит открыть…».

Главы из книги о В.Зазубрине печатались в «Сибирских огнях»: 2009 г. — №№ 6-7, и 11-12; 2010 г. — №№ 5-6,12. Полная электронная версия книги в скором времени будет выложена на сайте «Сибирских огней».

Текст: Александр Лейфер

Источник: Частный корреспондент