Принято считать, что социальные сети убивают привычку к чтению книг. Обзор Анастасии Каскевич опровергает это распространенное заблуждение
Библиотеки, литературные сообщества и читательские клубы вместе с бумажной книгой мигрируют в виртуальный мир: ресурсы с электронными книгами, форумами и рекомендательными сервисами появляются, развиваются и умирают, уступая место новым, более удобным. Формат, функции, usability и оригинальные идеи, а также, не в последнюю очередь, упорядоченность — пожалуй, главные критерии оценки читательских социальных сетей.
Отдельно стоит отметить набирающие популярность рекомендательные системы: на основе базовых предпочтений пользователя ресурсы выдают каждому персонализированный рейтинг книг, которые также могут заинтересовать человека. Сервисов таких довольно много. Часть из них, как на Amazon и Ozon, привязаны к онлайн-торговле. Часть, как хорошо знакомый русским пользователям Imhonet.ru, — подбирают вам персональный список рекомендаций на основе тех оценок, которые вы поставили нескольким десяткам (а лучше сотням) книг.
По сути, в основе рекомендательных сервисов лежит обмен опытом между пользователями с одинаковыми предпочтениями: вы оцениваете книги, формируете свой профиль, а система подбирает группу людей со схожими интересами и комбинирует несовпадающие книги. Вот, к примеру, есть у нас два пользователя, и оба они любят Коэльо, Роб-Грийе и Лермонтова. Но один из них также указал среди любимых писателей Агнию Барто: система обязательно предложит ее и второму. Описание это крайне грубое, на больших выборках этот механизм усредняет вкусы, но работает без особых сбоев. Подобные рекомендации помогают двигаться в нужном направлении и изучать профайлы потенциально интересных книг, исключая возможность попасть в совершенно чуждую сферу (никакого Джейми Оливера).
Обзор книжных социальных сетей начнем с англоязычных. С одной стороны, так уж глубоко погружаться в мир зарубежных соцсетей не особенно хочется: как бы хороши они ни были, большинство отечественных пользователей все равно выберет ресурс на русском. Но основная часть российских проектов в этом роде по традиции являются аналогами западных. Поэтому совсем обойти стороной англоязычные сервисы никак не выйдет.
Goodreads
goodreads.com
Одна из самых популярных англоязычных читательских соцсетей о книгах. Чтобы разобраться со всем функционалом, придется потратить довольно много времени, но оно того стоит. По интерфейсу сеть чем-то напоминает Facebook: в правом верхнем углу расположены знакомые значки: «оповещения», «сообщения» и «друзья». Книги разбиты по жанрам. Чтобы сервис смог предоставить вам персональные рекомендации, нужно оценить два десятка книг: для этого существует шкала в пять звездочек и кнопка «хочу прочесть». Имеется также очень полезная кнопка «неинтересно»: так можно избежать появления среди рекомендаций книг, которые вам категорически не нравятся. Кроме того, на сайте множество пользовательских рецензий, раздел с цитатами, а для тех, у кого много времени, — еще и викторины. Сайт нашпигован массой мелких, но приятных функций: так, в окошке справа можно определить количество книг, которые вы хотите прочитать в текущем году. По мере прочтения шкала будет заполняться. В целом сеть оставляет впечатление прекрасного ресурса с массой оригинальных возможностей. Общая аудитория — более 7 млн пользователей.
Язык: английский
Формат: обширная соцсеть
Оценка интерфейса: 5
Функционал: профиль, блоги, форум, рецензии etc.
Примечания: —
Shelfari
shelfari.com
Называет себя энциклопедией для любителей книг. В 2008 году сеть была приобретена компанией Amazon. Так же как и Goodreads, имеет массу функций: общение (возможность добавлять пользователей в друзья и посылать личные сообщения), полки «читал», «читаю» и «хочу прочесть», а также блог ресурса и различные обсуждения. Есть подборки книг по спискам New York Times и Amazon (например, лучший нон-фикшн по версии NYT). Несмотря на то что функционально сеть мало чем отличается от Goodreads, выглядит Shelfari менее интересно, у GR больше мелких оригинальных решений. Общая аудитория не раскрывается, но месячная — 549 тысяч пользователей.
Язык: английский
Формат: обширная социальная сеть
Оценка интерфейса: 4
Функционал: профиль, блоги, форум, рецензии etc.
Примечания: принадлежит Amazon
What’s on my bookshelf
whatsonmybookshelf.com
Еще один англоязычный книжный ресурс со звучным, но как-то слишком знакомо звучащим слоганом «Объединяя людей и книги». На самом деле это скорее что-то вроде большого букинистического магазина; сервис позволяет читателям эффективно обмениваться книгами. Пользователи загружают на сайт данные об имеющихся у них книгах и назначают им цену в долларах. Доллары в свою очередь переводятся в очки, расчет по которым и производится на сайте. Очки, кроме того, даются за регистрацию книги на сайте, их можно покупать etc. С общей аудиторией, опять же, не совсем понятно — понятно, что сайт используется от случая к случаю, но книг на текущий момент зарегистрировано без малого 50 тысяч. Вниманию любителей интернет-шопинга: некоторые пользователи отправляют посылки и за границу.
Язык: английский
Формат: социальная сеть для обмена и продажи книг
Оценка интерфейса: 5
Функционал: продажа/обмен книг
Примечания: —
Несмотря на то что с англоязычными книжными сообществами мы далеко не закончили, пора вернуться к родным осинам. Конечно, по сравнению с зарубежными аналогами русскоязычные книжные сообщества находятся в зачаточном состоянии. При этом среди них уже наблюдается некоторое разнообразие: есть добротные, похожие на Goodreads, есть альтернативные рекомендательные и есть даже микроблоги.
LiveLib
livelib.ru
При регистрации этот уже заслуживший у книголюбов доверие и популярность сайт интересуется у вас, какими устройствами для чтения электронных книг вы пользуетесь. Затем администрация интересуется, почему, собственно, вас привлек их портал, и сразу предупреждает, что сайт, мол, не является электронной библиотекой. Вообще-то это становится ясно почти сразу: кроме профиля, есть также поля «друзья» и «сообщения». А помимо традиционных разделов «авторы» и «книги», есть «рецензии» и «подборки»; здесь книги скомпонованы по разным темам, иногда вполне себе неожиданным, вроде «провинциального очарования» или «книги в книге». Имеются, как у всякой уважающей себя книжной сети, также разделы «блоги», «форум» и «конкурсы». То есть LiveLib настоящая социальная сеть: хотите — ведите долгие дискуссии на форуме, хотите — рецензируйте прочитанное, хотите — уточняйте свои литературные впечатления. На каждую книгу есть что-то вроде профиля (разработчики внимательно изучали западные аналоги), где имеются «рецензии», «цитаты», подборки, в которых она упоминается, и даже перечислены читатели, желающие эту книгу прочесть или уже прочитавшие. От всего этого возникает ощущение некоторой загроможденности, но юзабилити вообще базовая проблема российских сервисов и социальных сетей, тут LiveLib не лучше и не хуже других. Слоган «Мы сохраняем знания» отлично описывает серьезную политику сервиса: на форуме есть раздел для библиотекарей и кураторов, а в разделе литературный клуб «Изба-читальня» коллективно обсуждаются избранные книги. Кроме того, сайт устраивает встречи читателей с известными людьми из мира литературы и выделяет пространство для читательского творчества (куда без этого). Общая аудитория — более 90 тысяч человек.
Язык: русский
Формат: обширная социальная сеть
Оценка интерфейса: 3
Функционал: профиль, блоги, форум, рецензии etc.
Примечания: предположительно самая большая в России пользовательская база
Остальные сервисы:
Bookmate — bookmate.com
Two-books — two-books.net
Bfeed — bfeed.ru
Либриссимо — librissimo.ru
Текст: Анастасия Каскевич
Источник: openspace.ru