Иерусалим. Один город, три религии

jerusalem-armstrong Отрывок из книги

Карен Армстронг. Иерусалим. Один город, три религии.  Альпина нон-фикшн, 2011

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга «Иерусалим. Один город, три религии». Она повествует о бурной многовековой истории Иерусалима: о жестокостях, творившихся во имя этого города, и о коротких периодах мира, благоденствия и терпимости. «Иерусалим» — не просто увлекательная история города. Карен Армстронг, наиболее известный религиовед современности, по сути, создала краткую историю формирования и развития трёх ведущих монотеистических религий. «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги, любезно предоставленный издательством.

«В течение трёх дней крестоносцы планомерно истребляли жителей Иерусалима — всего погибло около 30 000 человек. Они «похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели», — с одобрением сообщает автор «Деяний франков» (Деяния франков X: 37). Крестоносцы перебили почти 10 000 мусульман, искавших спасения на крыше мечети Аль-Акса, а евреев окружили в синагоге и уничтожили всех до единого. Из прежних жителей не уцелел почти никто. Одновременно, как рассказывает Фульхерий (Фуше) Шартрский, священник войска крестоносцев, написавший хронику похода, победители хладнокровно вступали во владение имуществом горожан.

«Всякий, кто входил в дом первым, был ли он богат или беден, получал и владел домом или дворцом и всем, что в нём находилось, как собственным, и ни один франк не посягал на его права. Отныне ему безраздельно принадлежал этот дом, или дворец и всё добро, какое только можно в нём обнаружить» (Фульхерий Шартрский I: 29:1). По улицам в буквальном смысле текли потоки крови. «На улицах и площадях города можно было видеть кучи голов, рук, ног», — записал очевидец резни провансалец Раймунд Агильский (Ажильский)».

Ещё один отрывок: «2 октября 1187 г., ровно в тот день, когда мусульмане отмечали годовщину Ночного путешествия и вознесения Пророка, победоносное войско Салах ад-Дина вступило в Иерусалим. Султан сдержал слово — ни один христианин не был убит. Бароны легко смогли выкупиться, а бедняки нет, и они стали пленниками. Но многих из них Салах ад-Дин всё-таки отпустил, тронутый до слёз горем семей, которые разлучали, обращая в рабство. Брат Салах ад-Дина Аль-Адиль так страдал, что попросил для себя тысячу пленников и тут же на месте отпустил их. Всех мусульман крайне возмущало зрелище того, как более богатые горожане покидают город и при этом забирают своё имущество, не пытаясь выкупить сограждан.

Мусульманский историограф Имад ад-Дин аль-Исфахани, который был непосредственным участником событий, описал в своей книге, как увидел ломящиеся под тяжестью сокровищ повозки патриарха Ираклия и попросил Салах ад-Дина конфисковать эти богатства в счёт выкупа за освобождение оставшихся пленников. Султан не согласился, сказав, что намерен в точности соблюсти договор, «и тогда христиане повсюду будут помнить то добро, какое мы им сделали» (Maalouf, p. 200). Он не ошибся. Западноевропейских христиан немало смущал тот факт, что мусульманский правитель вёл себя при взятии Иерусалима куда более «по-христиански», чем их собственные крестоносцы, и они складывали легенды, в которых Салах ад-Дин выступал своего рода почётным христианином. Существуют даже предания о тайном крещении султана.

Эпопея Крестовых походов на Иерусалим почти завершилась. Вернув себе аль-Кудс, мусульмане попытались воссоздать в нём прежнюю систему добрососедства и интеграции разных конфессий, но жестокость крестоносцев непоправимо извратила отношения между исламом и христианством. В лице крестоносцев мусульмане впервые столкнулись с западным миром, и этот горький опыт не забыт до наших дней.

Претерпев столько страданий от рук Христова воинства, мусульмане начали по-другому смотреть на свой Святой город. Их любовь к аль-Кудсу с тех пор сделалась воинственной, и ислам в городе перешёл в более активное наступление, чем в прежние времена».

Текст: Карен Армстронг

Источник: Частный корреспондент