Провинциальное книгоиздание: правила выживания

Как книгоиздателям сегодня удается выжить в провинции: версия участников рынка Самары.

Можно спорить и собирать статистику — стала наша страна не самой читающей в мире или по-прежнему «держит марку», но книги в России и в кризис продолжают покупать. И выпускать. Печатают их не только в Москве, хотя преимущественно там. В Самаре, с тех пор как скончалось «Куйбышевское книжное издательство» вместе со всей сетью региональных издательств Советского Союза, книгами занимаются буквально несколько фирм. Правда, известных в своей нише на всю Россию. Кризис осложнил и без того непростую работу этих гулливеров в стране — «Эксмо» и «АСТ».

Поделено

В нашей безумно централизованной стране основные мощности во всех сферах находятся в Москве, частью — в Петербурге. По состоянию на 2007 год, 60% наименований книг выпускались в Москве, 10% — в Петербурге, при этом на главную столицу приходилось 80% от общего объема тиражей. Почти весь рынок поделен между несколькими издательствами — «Эксмо» и «АСТ» (абсолютные лидеры), «Росмэн», «Рипол Классик», «Олма-Пресс»… По прогнозам, с кризисом концентрация только увеличится: доля ведущих десяти игроков на рынке вырастет теперь с 33 до 50 процентов.

Выжить небольшому издательству в условиях монополизации трудно. Единственный выход — искать свою, очень узкую, нишу. Так легче избежать лишних конкурентов и заработать репутацию, найти своих авторов и рынки сбыта. В целом книжный рынок был поделен еще лет 10-15 назад назад, и немногочисленные самарские издательства ведут отсчет с того времени.

Издательский дом «Федоров» известен учебниками по развивающей системе Занкова, «Бахрах-М» издает психологическую и научно-популярную литературу, Издательский дом «Агни» сосредоточился на «культурных» изданиях — художественных альбомах, каталогах и книгах по искусству. Кроме того, есть совсем маленькие издательства, такие как «Раритет», «Офорт», издательства при вузах.

Правила выживания

Так сложилось не только в Самаре — по всей России известных нестоличных издательств можно пересчитать по пальцам. «Феникс» (Ростов-на-Дону), екатеринбургская «У-Фактория», теперь входящая в состав гиганта «АСТ», волгоградский «Учитель»…

«Книгоизданий по полному циклу в провинции очень и очень мало», — рассказывает Михаил Бахрах. — «На всю Россию десяток нестоличных издательств, которые занимаются книгой «от и до»: работают с автором, нарабатывают издательский портфель, вырабатывают собственную политику, печатают книги и на свой страх и риск продают их на рынке». В Самаре, по мнению Михаила Исаевича, так работает только его «Бахрах-М». ИД «Федоров» частично реализует свою продукцию по госзаказу и не издает почти ничего помимо учебной литературы по системе Занкова, на заказ печатает большинство книг «Агни». «В месяц мы печатаем примерно по одной своей книге и по 3-4 на заказ», — говорит Геннадий Карев, первый заместитель генерального директора ИД «Агни».

Чтобы издательству выжить на сформированном рынке, нужно иметь продаваемых авторов, собственную издательскую политику и солидный прайс-лист. Нельзя прийти с одним-двумя наименованиями — магазинам невыгодно работать с микроиздательствами: «Никто с тобой дела иметь не будет — будешь стоять отдельной строкой, придется считать три копейки за две твои книжки. Нужно иметь конкурентоспособный издательский портфель», — объясняет Бахрах.

У «Бахрах-М» сегодня в портфеле 75 наименований, максимальный первоначальный тираж книг — 5 тысяч экземпляров (суммарный тираж допечатанной или перепечатанной книги может достигать 50-100 тысяч). «Агни» печатает первоначальные тиражи от 1 до 3 тысяч (для специальной литературы в России нормой считают 2-3 тысячи). Другие масштабы у «Федорова»: около 300 наименований учебной литературы здесь печатают тиражом до 3 млн экземпляров. На рынке ценится эксклюзив: Бахрах печатает только не издававшееся в России, на зарубежную литературу заказывает собственный перевод. Есть свои переводчики и мощная полиграфическая база у «Агни».

Писатель и не-писатель

«К сожалению, в Самаре мало крупных издательств, работающих на российский рынок (как, например, уральская «У-Фактория»), и они нишевые, — говорит Елена Сергеева, доцент кафедры русской и зарубежной литературы СамГУ, с 1993 по 2000 год редактор журнала «Почитай-ка», позже сотрудник издательского дома «Федоров». — Причем наши издательства выходят сразу на федеральный уровень и, получается, мало что делают для Самары. У нас нет издательства, которое могло бы стать центром культурной жизни. Провинциальное издательство должно начинаться с некой идеи — о чем мы можем рассказать стране? — и, наверное, с личности». «В Самаре заказывают попроще, редко кто хочет хорошие книги, — частично объясняет «федеральную» ориентацию Геннадий Карев. — Поэтому мы работаем в основном на Москву». «Агни» печатает книги по заказу Третьяковки, «Эрмитажа», московских галерей, но без самарских книг тоже не обходится.

«Не бывает провинциальных авторов. Федор Абрамов, Виктор Астафьев, никогда не жившие в столице — провинциальные писатели? Есть либо издательство, либо не-издательство. Либо писатель, либо не-писатель, — у Михаила Бахраха жесткая позиция. — Если ты написал талантливый, интересный текст, то его обязательно опубликуют. В стране огромное количество издателей, для которых это — бизнес. Но они печатают только тех, кого читают. А если тебя не читают, какой ты писатель? Точно так же издательство. Если оно действительно делает книги, тогда они интересны и в Самаре, и за ее пределами. А вся система региональных книжных издательств в СССР — Куйбышевское, Саратовское, Ульяновское… — по большому счету никакого отношения к книгоиздательству не имела. Это совдеповское порождение, когда государство щедро оплачивало идеологически выдержанные труды «местных» писателей, а затем еще и выкупало большую часть тиража для библиотечных систем».

Не считает себя провинциальным издательством и ИД «Федоров». Едва услышав тему, глава дома Сергей Федоров решил не разговаривать с «ВК»: «Я вообще ничего по этой теме не знаю. Провинциальные издательства, наверное, печатают книги местных писателей и поэтов. А мы крупное федеральное издательство, у нас тиражей меньше 50 тысяч нет».
Издательский дом действительно входит в топ-десять российских издательств учебной литературы, обладая эксклюзивными правами на печать учебников по системе Занкова.

Самарское московское издательство

«Сейчас в России по сути нет провинциального издательского бизнеса, — продолжает тему Бахрах, чье издательство «Бахрах-М» в столице часто принимают за московское. — Львиная доля бизнеса сосредоточена в Москве. Понятно, почему: все книготорговые структуры там. Даже вновь возникающему издательству в столице гораздо проще. Авторский центр — тоже в Москве (попробуйте раскрученного московского или питерского автора заманить в Самару!)».

Склад у самого Бахраха расположен в Москве, торговое представительство там же, книги печатаются в Ульяновске, авторы живут в Москве, Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Самаре, Канаде, Австралии, Израиле.

Бахрах пришел на рынок, когда тот еще не был поделен, и сумел предложить проекты, которые оказались востребованными. Издательство вывело на общероссийский книжный рынок целый круг самарских авторов: составителя хрестоматий по психологии Даниила Райгородского, психотерапевта Михаила Покрасса и других. Но такого масштаба авторов в Самаре немного. Во всяком случае, недостаточно даже для одного издательства: «Если бы мы ориентировались только на них, мы бы давно уже умерли». Бахрах известен как издатель литературы по психологии — московские и зарубежные авторы обращаются к нему сами. Но не только психологи. Недавнее издание «Бахрах-М» — «Введение в литературу формальных ограничений» Татьяны Бонч-Осмоловской — событие в филологической науке (на книгу вышли рецензии в «Книжном обозрении», готовятся в «Новом мире» и «НЛО»). Автор живет и преподает в Австралии, наездами бывает в Москве, самарского издателя нашла сама — Бахраха посоветовали как известного рискованными научными проектами.

Путешествие из Самары в Сибирь

Вторая после подбора авторов проблема для регионального издательства — отсутствие собственных сетей дистрибуции. В Европе, как рассказывает Михаил Бахрах, в каждой стране создаются свои общенациональные книготорговые базы и сети. В Германии вообще устанавливается единая национальная цена на книгу — это спасает небольшие издательства и маленькие книжные магазины. Книги стоят одинаково в сетевых и независимых магазинах, в супермаркетах и сельских магазинчиках. Чего нет в России, как нет нормальных каналов распространения книг и упорядоченной системы наценок и скидок.

Единая система книготорговли отдала богу душу с развалом Советского Союза, теперь у каждого посредника — своя наценка. А посредников много, особенно для немосковских издателей: нужно еще доставить книги в столицу, откуда их распределяют книготорговые сети. Централизованной нет, зато развивают свои сети книжные гиганты. Понятно, чьим книгам отдадут предпочтение в «Новых книжных» «Эксмо» или в магазинах издательства «АСТ» «Буква». Не выживают, таким образом, как маленькие магазины, так и маленькие издательства.

Без единой системы оборота книг от издателя к покупателю они проходят длинный запутанный путь, что сказывается на конечной цене. К издательской в России прибавляется наценка оптовой структуры и наценка книжного магазина — сегодня она не бывает меньше 60%, в московских магазинах все 80-100%. Сибирская «Топ-книга» («Книгомир», «Лас-Книгас»), единственный крупный федеральный дистрибьютор (сейчас на грани банкротства), работала таким образом: книга, изданная в Самаре, приходила в Москву, по железной дороге ехала в Новосибирск, там проходила предпродажную подготовку и возвращалась в Самару, где в «Книгомире» стоила в два с половиной раза дороже, чем в других магазинах города.

Свет в конце кризиса

Книжный рынок под влиянием экономического кризиса сжался из-за упавшего спроса: продажи снизились примерно на треть, при этом цены на книги выросли до 40 процентов. Особенно страдают розничные сети: в процессе банкротства «Букбери» Олега Дерипаски и Александра Мамута, под угрозой банкротства новосибирская «Топ-книга» с 500 точками продаж по стране. Участники рынка опасаются, что с крахом самой крупной в России книготорговой сети у небольших издательств станет еще хуже со сбытом, так как вырастет доля магазинов, принадлежащих издательствам-гигантам.

Еще одна «кризисная» тенденция — сокращается число продаваемых наименований, то есть «вымывается» как раз доля небольших специализированных издательств — деловой, научной литературы, изданий по искусству. Уменьшается доля подарочных изданий (VIP-изданиями известен «Агни»), издательства начинают выпускать новые книги сразу в недорогом тонком переплете, минуя твердый.

В «Агни» провели сокращения и говорят, что заказчики уменьшают тиражи. Продавцы стали задерживать деньги за реализованный товар: Бахраху с прошлого года не платит та же «Топ-книга» и остался должен обанкротившийся Санкт-Петербургский дом книги. Его издательство выживает за счет того, что не имеет масштабной собственной инфраструктуры: ни больших площадей, ни штата сотрудников.

Издательскому дому «Федоров» в его нише чуть проще жилось и до кризиса, и сейчас. «Поскольку у нас основной продукт — учебники, то и распространяется он через специализированную сеть партнеров, долго и качественно работающих в этом сегменте», — говорит Андрей Власов, генеральный директор издательского дома. Однако и у производителей учебников не все так просто, как может показаться. Продукция находится в зоне повышенного внимания и зависима от частой смены требований регулирующих органов. Сейчас готовится новая редакция стандартов, а значит, предстоит новая процедура грифования всех учебников. «При нашем ассортименте это довольно приличные деньги», — оценивает г-н Власов. При этом доля бюджетного заказа постоянно уменьшается и сейчас составляет около 15% в общем объеме реализации ИД. С другой стороны, учебники нужны, несмотря на кризис.

Ужимаются, но продолжают жить и другие самарские издательства. «Агни» готовит к публикации 5-й том Николы Теслы, продолжая громко прозвучавший проект российского масштаба — сочинения гениального изобретателя второй половины XIX — начала XX века напечатаны уже несколькими тиражами. Михаил Бахрах запускает серию книг русских израильтян и завершает издание «Энциклопедии психодиагностики» в 4 томах.

К тому же еще до кризиса наметилось неуклонное увеличение числа наименований книг, при том что тиражи последовательно уменьшались. Читает все меньшая часть населения, но читает разное. А значит, будущее у «нишевых» издательств есть.

Комментарии:

Елена Сергеева, доцент кафедры русской и зарубежной литературы СамГУ, с 1993 по 2000 год редактор журнала «Почитай-ка», позже сотрудник Издательского дома «Федоров»:

— Есть свои крупные издательства в Башкирии, Новосибирске, Ярославле — они печатают и местных писателей, и краеведческую литературу. Ведь о каждом городе можно рассказать массу интересного, написать нестандартные, нескучные, яркие книги. На последней Московской книжной ярмарке в номинации «Книга года» среди победителей только пара провинциальных издательств: для этой премии важны прежде всего имена, а их Москва всасывает, как пылесос. Зато в номинации «Искусство книги» из 48 лауреатов только три московских, остальные – нестоличные издательства (причем большинство книг-победителей связано с местной тематикой). Но Самары, увы, среди них нет.

Михаил Бахрах, директор издательства «Бахрах-М»:
— Книгоиздательский бизнес очень долгий. Вы не видели договоров с книготорговыми сетями. Если с магазинами легче — Московский дом книги или «Библио-Глобус» рассчитываются с тобой за проданное каждый месяц, то от сетей раньше чем через три-четыре месяца после отгрузки деньги вообще не начинают поступать. А расплачиваются они годами. И если сравнивать мой финансовый оборот и оборот нескольких ларьков, которые водкой торгуют, то еще неизвестно, у кого он больше.

Текст: Ксения Аитова

Источник: Волжская коммуна