Городская сказка про то, как правильно выть и бегать по редакции
Ольга Лукас. Тринадцатая редакция. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 496 с.
Тут вот на выходных 120 лет со дня рождения Мандельштама исполнилось. Особо культурные, конечно, писали всюду, что, мол, Мандельштаму исполнилось бы 120 лет. Ага, с глубоким прискорбием сообщаем о кончине Иисуса Христа… ну, и так далее.
Не углубляясь в филологические глупости, скажу: Мандельштам, конечно, великий поэтический полководец, но мы сейчас не о нем. Тем более что и впрямь: исполнилось, а не исполнилось бы.
Поэтому – Лукас.
Ну действительно – Лукас.
Я очень люблю стихи поэта Мандельштама. И глубоко и лично уважаю его недавнее 120-летие. Но Ольгу Лукас…
Ольгу Лукас знаю лично и все равно – не ожидал. Я читал все, что питерская сказочница Лукас писала раньше (многое мы печатали в «НГ-EL»), даже, когда она стала московским прозаиком (тоже печатали в «НГ-EL»). Но здесь, знаете, какой-то Вениамин Каверин, только лучше.
Немного официальщины: Лукас – автор книжек «Индейские калебасни», «Золушки на грани», «По кабакам и мирам», «Зубы, когти, два хвоста», «Поребрик из бордюрного камня». Пишет сказки, эссеистику, волшебную (во всех смыслах) прозу.
Однако обо всем по порядку. Ольга Лукас написала свой первый роман. Жанр – городская сказка. Действительно в стиле Вениамина Каверина или, скажем, Александра Шарова. То есть типичная советская, типично городская и все-таки не вполне детская сказка.
В случае Лукас – почти совсем не детская. Но именно почти. Потому что тот факт, что некоторые персонажи иногда, допустим, выпивают, он, в общем, не выбивается из общей сказочной канвы. Тем более что у нее все герои амбивалентны: положительные не лишены отрицательных качеств (сказка сказкой, но все как в жизни, пусть и очень хорошо), а не положительные – настолько обаятельны, что я, честно сказать, до сих пор влюблен в одну из них (о ней ниже). Да и получилась она очень уж похожей на саму Ольгу Лукас. Думаю, не сознательно. Но получилась.
Теперь чуточку о сюжете. Итак, городская сказка. Город – Питер. Санкт-Петербург, как его называют официально. Или Ленинград. Или Петроград. Или город на Неве. Как угодно. Важно, что город не просто сказочный, а город, именно для городских сказок предназначенный. В городе орудуют две банды волшебников. Одна банда хороших волшебников, другая, соответственно, банда плохих волшебников. Хорошие ищут людей, у которых есть заветная мечта, и бескорыстно и безвозмездно ее исполняют (если, конечно, она исполнима и если исполнение ее не наносит вред другим людям). Плохие занимаются тем же самым – только забирают за исполнение мечты у человека его душу. Да еще и норовят сжульничать при исполнении. Им ведь что главное? Договор подписать, душу забрать, а уж потом – хоть трава на Лобном месте не расти.
И те и другие, впрочем, вполне обычные люди. У хороших, как я уже говорил, большое количество недостатков, у плохих – большое количество достоинств. Хорошие к тому же еще и работают на «официальной» работе – в издательстве. И в самом деле помимо добрых дел еще и всякие книжки выпускают. Издательское дело (а Лукас сама работает в издательстве) описано великолепно: «В Тринадцатой редакции дела с зарплатами обстоят следующим образом: Циандид получает ровно столько, сколько заслуживает… Шурик получает гораздо меньше, чем заслуживает, но искренне полагает, что заслуживает еще меньше, так что он всякий раз не верит своему счастью… Лева Разумный получает чуть меньше, чем следует, но не жалуется, потому что иначе он все вечера будет проводить в кабаках и озвереет окончательно. Виталик не помнит, сколько ему платят, не понимает, куда деваются деньги, всегда одалживает у всех по мелочи и записывает долги прямо на стенах…»
Насчет кабаков. Да, сказка не детская. Зато (как со всей очевидностью следует из сюжета) перед нами лишь начало (очень во всяком случае надеюсь) длинной истории.
Однако продолжу – про издательское дело. Описано оно вдобавок ко всему еще и предельно точно: «По коридору бегал на четвереньках Лева. Бегал и выл, а иногда даже ударялся головой о стенку, не сильно, но эффектно».
И еще немного. Среди плохих волшебников главная самая – Анна-Лиза (именно в нее я, как нетрудно догадаться, влюблен). Какой-то божественный персонаж. Лукас уверяет, что все недостатки своих героев она брала у себя. Не знаю про других персонажей, а в Анне-Лизе я вижу только достоинства, причем огромные-преогромные и большущие-пребольшущие. И мне почему-то кажется, что Анна-Лиза на самом деле все-таки хорошая. И в продолжении будет не самой главной среди плохих волшебников, а вообще – самой главной-преглавной.
Текст: Евгений Лесин
Источник: НГ Ex Libris