«Литературная матрица» современности

litmatrix_01 Учебник для всех возрастов

Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. М.: Лимбус-Пресс, 2010.

Не могла незаметно пройти презентация нашумевшей «Литературной матрицы», вышедшей в издательстве «Лимбус». В клубе «Билингва» «учебник, написанный писателями» представляли семь участников проекта – Андрей Левкин, Дмитрий Воденников, Владимир Тучков, Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Владимир Шаров и Всеволод Емелин.

Вводное слово произнес автор идеи Вадим Левенталь. Он озвучил наиболее распространенный вопрос о проекте: «Интересен «учебник» взрослым или школьникам»? И искренне поделился своим мнением: «В изучении литературы такая книга меня бы завела».

«Литературная матрица» – эксперимент, целью которого являлось возродить увлеченность современника литературой русских классиков, а также создать актуальный портрет XXI века нашей словесности.

Презентация не обошлась без инцидента. По словам писателя Андрея Левкина, его статья об Афанасии Фете познакомилась с редакторским «фильтром». Впрочем, следующий автор – Дмитрий Воденников – разрядил обстановку, рассказав о Марине Цветаевой, «отравившей» его собственным своеволием, сыгравшей в его творчестве большую роль. «Надо суметь преодолеть в себе авторитет, чтобы написать что-то свое», – раскрыл свой секрет Воденников.

Владимир Тучков, автор одной из двух статей о Владимире Маяковском, обосновал свою позицию положительного отношения к творчеству классика: «Маяковский раннего периода актуален и естественен. Это вопль, протест против подлости, мерзости, окружавшей его… Сейчас мы имеем то же».

Чтобы объяснить, почему Чацкий Александра Грибоедова был панком, Сергей Шаргунов обратился за помощью к сартровскому герою «Тошноты».

Роман Сенчин, написавший о Леониде Андрееве, отметил, что всех критиков сбивает определение проекта «учебник» и, на его взгляд, по-новому раскрылись не классики, о которых писали, а те, кто о них писал.

Для Владимира Шарова, исследовавшего творчество Андрея Платонова, в статье была важна попытка увидеть, найти что-то особое, необычное. На первом месте должна стоять не система, а ощущение чуда писателя Платонова.

Всеволод Емелин признался, что предложение издательства воспринял слишком серьезно. Поэтому в статье об Александре Блоке и не прослеживается типичная для него разухабистая, хулиганская поэтическая маска. Емелина «вдохновили» строки из учебника литературы: «Отец Александра Блока был образованный юрист…». И он ответственно принялся за дело.

Проект получился занятным и скорее всего продолжение у него будет.

Текст:  Марианна Власова

Источник: НГ Ex Libris