Копирайт наоборот

// Фото: TilarX
// Фото: TilarX

Creative Commons — авторское право для свободного распространения

В защите своего авторского права заинтересованы далеко не все авторы. Есть те, кому важнее не деньги, а общественное признание. Однако предоставить право любому желающему на свободное использование произведения на законных основаниях не так-то просто: сложившееся в России авторское право не только не помогает автору, но иногда даже препятствует этому вполне благородному порыву.

Двойное СС в кружочке — это не «двойной копирайт», как может показаться. Напротив, это знак Creative Commons, альтернативных копирайту свободных лицензий для медиаконтента. Чтобы оценить их смысл, нужно понять, как работает или как должен работать в идеале копирайт. Авторское право вступает в действие сразу после того, как вы создали произведение — написали рассказ, сделали фотографию или сочинили песню. По умолчанию они уже защищены авторским правом. Это означает прежде всего, что никто не может копировать и распространять вашу работу, даже не извлекая из этого прибыли.

Типичный случай: начинающая группа записала альбом и выложила его бесплатно на своем сайте — это случается на каждом шагу, и не только с начинающими музыкантами. А потом скачанный с сайта альбом фанат группы залил на торрент-трекер. И тем самым он опять нарушил закон, хотя действовал в интересах авторов, пытаясь распространить их произведения как можно шире.

Еще одним следствием копирайта является запрет на модификацию произведений. Представьте, что один из тех, кто скачал альбом группы, — это диджей, который захотел сделать ремикс на песню молодых авторов. Опять-таки по закону создание производных работ без согласия автора является недопустимым. То же будет касаться и создателя коллажей, который хотел бы использовать часть вашей фотографии для осуществления собственного замысла. Даже если вы у себя на сайте напишете «Хватайте и распространяйте!», такой призыв не будет иметь никакой юридической силы. Хуже того, когда вы уже умрете и спустя 70 лет (по нынешнему закону) ваше произведение станет общественным достоянием, закон, если он не изменится к тому времени, будет охранять ваше произведение от изменений.

Дело в том, что авторское право, обслуживающее коммерческую деятельность по индустриальному тиражированию книг, музыки, фильмов и т.д., появилось до возникновения интернета. И приспособлено оно в первую очередь для удобства издателей и работающих с ними (чаще — на них) авторов. Но если вы хотите, чтобы ваше произведение распространилось как можно шире — из альтруистических соображений, стремления увеличить свой символический капитал, склонности к графоманству или политической целесообразности, — то авторское право в его нынешнем виде не совсем то, что вам нужно.

Именно для таких случаев и были созданы лицензии Creative Commons (в переводе с англ. «творческих сообществ»). Существует несколько видов лицензий, определяющих, какую часть своих прав на созданный вами медиаконтент вы готовы передать в общественное пользование. Например, вы можете разрешить распространение вашей работы только на некоммерческих основания при условии указания вашего авторства и запретить использование произведения для создания производных работ. Или вы можете разрешить распространение вашей работы только при условии, что все модификации вашего творения будут залицензированы точно так же. Теперь, если человек хочет вставить в книжку вашу фотографию, он может это сделать при условии, что книжка будет и далее распространяться под лицензией Creative Commons. Семейство лицензий не ограничивается только этими двумя вариантами. Ознакомиться со всеми вариациями можно на официальном сайте созданного в 2001 году известным американским юристом Лоуренсом Лессигом фонда Creative Commons.

Важной чертой Creative Commons является то, что выбор лицензии не носит окончательный характер. Допустим, вы выложили в Сеть фото под лицензией, не допускающей коммерческое использование вашей работы. Но это не означает, что ваше фото не может быть предметом купли-продажи. Если кто-то изъявит желание опубликовать вашу фотографию в коммерческом журнале, ему будет необходимо связаться с вами так же, как если бы вы использовали копирайт, и договориться об условиях сделки.

Каждая лицензия Creative Commons состоит из трех частей: «человеческого кода», «юридического кода» и цифрового кода. «Человеческий код» — это краткое понятное описание действия лицензии, прав и обязанностей сторон. «Юридический код» — длинный документ, нечто вроде лицензионного соглашения, похожий на те длинные нудные тексты, которые вы не читаете перед установкой любой программы. Цифровой код — это просто код баннера, который размещает автор, желающий распространять свои работы под Creative Commons на своем сайте, в блоге и т.д. Кликнув на него, посетитель сайта может ознакомиться с описанием лицензии, а если надо, то и с ее юридической основой. Кроме того, он позволяет искать распространяемые под CC работы либо через сайт CreativeCommons.org, либо с помощью расширенного поиска в Google или Yahoo.

Так же как и другие альтернативные лицензии, лицензии Creative Commons основываются на законодательстве об авторском праве. Вследствие того что в каждой стране существуют свои юридические особенности, фонд Creative Commons ведет работу по локализации лицензий для местных реалий. На данный момент существуют локализации лицензий для 50 стран, в том числе почти для всех европейских государств, включая Болгарию и Македонию, а также для многих других уголков света, например Перу, Тайваня, Китая или Сингапура. В процессе локализации СС находится Украина.

В России же дела обстоят не так радужно. Буква и смысл Creative Commons не вполне ложатся в действующее в настоящее время законодательство. Если следовать букве закона — 4-й части Гражданского кодекса, посвященной авторскому праву, — любой автор вообще не может передать никому никаких прав иначе, чем в письменной форме. Это положение, безусловно, защищает писателя от необходимости выполнять данные им после вечеринки у издателя обещания, но может серьезно осложнить свободное распространение его творений.

Первоначальные попытки запустить локализацию лицензий были предприняты группой энтузиастов еще в конце 2006 года. Вокруг сайта ccrussia.org образовалась группа активистов, желающих, чтобы и на их улице возникли свободные лицензии. В первую очередь деятельность сообщества была направлена на перевод описания лицензий, а также информационных материалов, разъясняющих принципы их работы. Тем не менее контакт с законодательным истеблишментом не был налажен, вследствие чего статус лицензий оставался неясным. Для активизации работы над русской версией лицензий в Москву был заслан посол Creative Commons Сиб Грюнефельд, создатель фонда Digital Pioniers, в свое время организовавший перевод СС в Нидерландах.

На текущий момент проект всё еще находится на начальной стадии — поиска так называемого юридического ведущего, авторитетного юриста в области авторских прав, способного представлять в юридическом сообществе интересы Creative Commons. В качестве программы-максимум, помимо собственно перевода и адаптации лицензий, на семинаре, организованном Грюнефельдом, рассматривался и вариант инициирования внесения поправок в законодательство, которые обеспечат возможность применения свободных лицензий в России.

Текст: Александр Бидин

Источник: Частный корреспондент