Не только Нотр-Дам

Paris Сейчас религиозные архитекторы творят в постхристианскую эпоху, когда уже не мир судим церковью, а сама церковь должна ежедневно доказывать миру свою необходимость

Храм должен быть там, где народ Божий, вплоть до своего внешнего растворения в городском пейзаже, когда церковь размещается в подвальном помещении или на первом этаже современного жилого здания.

Религиозная архитектура традиционно проходит по ведомству седой старины. Мыслим ли, например, Париж без собора Парижской Богоматери и Большой королевской церкви, храмов Евстафия Плакиды и Святого Сердца Иисусова?

Между тем хронологически история культового строительства в Париже и Иль-де-Франс ими отнюдь не исчерпывается.

Французская столица и Парижский регион остаются пространством непрестанных архитектурных экспериментов. Религиозное зодчество не составляет в данном случае исключения: с конца Второй мировой войны там было возведено около тысячи зданий.

О ста самых интересных из них рассказывает путеводитель, вышедший недавно в издательстве «Альтернативы».

Двоемирие

Религиозная архитектура ориентирует себя одновременно в двух мирах: небесном и земном. Особые формы, символы, долженствующие выводить человеческий дух к Абсолюту, и — технические, стилистические особенности, вписывающие сооружение в его эпоху, придающие дому Божьему черты человеческого жилища в конкретный культурно-исторический период.

Найти правильное сочетание примет этих двух миров составляет для зодчего главный вызов.

Знакомство с материалами путеводителя позволяет сделать как минимум два общих вывода.

Первый: современное храмовое зодчество — явление прежде всего городское, связанное с массовой миграцией населения из сельской глубинки в промышленные центры, активным обживанием их пригородов.

Силуэт деревенской церковки, где-то там, на холмике, за зеленеющим полюшком, по которому бродят коровки, по-прежнему трогает наше сердце и порождает в нём сладкое патриотическое томление, однако вид этот открывается нам, как правило, лишь из окна высокоскоростного экспресса.

Второй вывод: современные религиозные архитекторы на Западе творят в эпоху, часто и грозно именуемую постхристианской, когда уже не мир судим церковью торжествующей, непререкаемой в своей правоте, а сама церковь должна ежедневно доказывать миру собственную необходимость.

Причём если в раннехристианские времена ненависть мира сего разжигала в верующих огонь исповедничества и мученичества, то нынешний враг — равнодушие — покажется кому-то и посильнее.

Ибо ненависть доказывает от обратного правоту или хотя бы значимость того, что ненавистно. Но кому и что доказывает индифферентность?

10/1

Бóльшая часть представленных в книге культовых сооружений — католические, что и понятно: Франция — древняя католическая страна, хотя практикующими католиками являются на сегодняшний день лишь десять процентов её населения.

Главным событием католической истории второй половины ХХ века стал Второй Ватиканский собор (1962—1965 гг.). Пафос его решений — в возврате к христианству как религии живой, не вращённой более в тело государственное, религии народа Божьего, составляющего тело церкви, наиболее зримым выражением которого является евхаристическое собрание.

Литургическое использование местных, а не только латинского языков, священнослужение лицом к молящимся, чтение Библии с амвона, а не в алтаре, обязательность ежевоскресной проповеди — вот конкретные установки, выработанные отцами-«соборянами» относительно богослужения.

И, соответственно, определяющие архитектуру современной церкви: предпочтение базилике квадратного плана, создающего единое литургическое пространство; нередкое размещение алтаря в центре храма; подвижные стенные перегородки, позволяющие моделировать пространство исходя из конкретных нужд общины, ощущающей себя отныне хозяйкой места, а не простым «контентом» для заполнения монументального, построенного на века сооружения, застывшего в своей вневременности.

Храм должен быть там, где народ Божий, вплоть до своего внешнего растворения в городском пейзаже, когда церковь размещается в подвальном помещении или на первом этаже современного жилого здания.

«В то время, когда христиане ищут своё место в обществе, где всё более и более господствуют экономические отношения и общественное напряжение, — пишет Антуан Лё Ба, — христианская интеллигенция призывает строителей задаться вопросом о смысле и уместности монументальных жестов в мире, переживающем эпоху кризиса, в мире, где церковь должна прежде всего доказывать свою бедность и смирение, стремиться к интеграции в окружающий мир, принимать банальность…»

Призыв к простоте, однако, не отменяет полного исчезновения идеи величественности религиозного сооружения, особенно в эпоху, последовавшую за Вторым Ватиканским собором, — эпоху Иоанна Павла II (1978—2005).

Польским папой, с его опытом служения в условиях коммунистического давления, христианство переживалось во всей своей первоначальности свежести и «неслыханности» Благой вести.

В католическое зодчество вернулся вкус к значительности архитектурного жеста, но это впечатление достигается не за счёт тонн позолоты и многометровых академических холстов, а благодаря внимательной работе по выявлению естественной фактуры основных строительных материалов, будь то камень, бетон, дерево или стекло.

Париж и Подпарижье

При всей важности католичества современная религиозная архитектура в Париже и Иль-де-Франс им отнюдь не исчерпывается.

Из иных христианских конфессий в книге представлены протестантские и англиканский храмы. Что касается православных сооружений, таковые в путеводителе отсутствуют. И не то чтобы за последние 60—65 лет в Париже и Подпарижье не возводилось православных церквей…

Но «сам принцип новой архитектуры, отражающей эволюцию общества, противоречит многовековой православной традиции», деликатно замечают по этому поводу авторы.

Вопрос об архитектурном присутствии православия особенно актуален в связи с недавним приобретением Россией большого участка земли в центре Парижа, на левом берегу Сены, неподалёку от Эйфелевой башни, где среди прочего планируется создание религиозного центра.

Выходя за рамки христианства, отметим, что в путеводителе имеется целый ряд статей об иудейских и мусульманских культовых сооружениях.

И та и другая общины во Франции относятся к самым многочисленным в Европе. Еврейское присутствие в этой стране было традиционно сильным.

К этому следует добавить массовый исход евреев во Францию во второй половине 1950-х — в 1960-х годах из Египта и стран Магриба — авторы называют цифру в 200 тыс. человек, из которых примерно половина обосновалась в Париже и Парижском регионе.

В свою очередь, эмиграция из бывших французских северноафриканских колоний датируется последними тремя десятилетиями; здесь речь идёт уже о миллионах — главным образом рабочих и членов их семей.

Élisabeth Flory en collaboration avec Marie-France Blumereau et Clair Mouly. Guide des architectures religieuses contemporaines à Paris et en Île-de-France. Paris : Alternatives, 2009.

Укажем ряд сооружений, наиболее примечательных, на наш взгляд, в архитектурном отношении.

Католические церкви в Париже: Богоматери Благого Совета (6, rue Albert-de-Lapparent, VIIe arrondissement), Богоматери Упования (47, rue de la Roquette, XIe), Святого Франциска (44, rue Molitor, XVIe), Фатимской Богоматери (48bis, bd. Sérurier, XVIe), Святой Жанны д’Арк (16—18, rue de la Chapelle, XVIIIe); в пригороде: Святого Франциска (Champagne-sur-Seine, département 77), Святого Тибо (Le Pecq-sur-Seine, 78), Богоматери Дуба (Viroflay, 78), Апостола Павла (Brétigny-sur-Orge, 91), Воскресения Христова (Évry, 91), Апостолов Петра и Павла (Colombes, 92), Богоматери Бедняков (Issy-les-Moulineaux, 92), Святого Духа (Meudon-la-Forêt, 92), Богоматери Пятидесятницы (Puteaux, 92), Апостола Павла (Aulnay-sous-Bois, 93), Святой Терезы (Pierrefitte, 93), Святого Флавия (Ermont, 95), халдейская церковь Апостола Фомы (Sarcelles, 95).

Протестантские храмы: Дьяконесс Рейи (Versailles, 78), Мыса Доброй Надежды (Ermont-Taverny, 95).

Англиканская церковь Святого Георгия (7, rue Auguste-Vacquerie, XVIe).

Синагоги: Исаак Абраванель (84—86, rue de la Roquette, XIe), Французского еврейского либерального движения (11, rue Gaston-Calilavet, XVe), Бет Хая Мушка (49, rue Petit, XIXe), Massy (91), Хехал-Давид (Le Perreux-sur-Marne, 94).

Мечети: 39, rue Tanger (XIXe), Chanteloup-les-Vignes (78), Mante-la-Jolie (78), Évry (91), Créteil (94).

Наконец — и это также одна из примет времени — в путеводителе фигурируют несколько мест, носящих экуменический характер: помещение для медитации и сад Мира на территории ЮНЕСКО (7, place de Fontenoy, Paris VIIe), кладбище в Вильтанёз (Villetaneuse, 93).

Текст: Андрей Лебедев (Париж )

Источник: Частный корреспондент