В январе в литературном салоне «Булгаковский дом» продолжили свою работу открытые мастер-классы толстых журналов.
На главный вопрос – в чем заключается художественная концепция издания – все ведущие давали один и тот же ответ: мы публикуем талантливых авторов. Однако представления о таланте у разных редакторов всё же разные. Некоторые наиболее упорные авторы предлагали свои произведения на все мастер-классы, желая услышать мнение о своем творчестве разных редакторов. И мнения эти действительно отличались: в одном журнале авторам предлагали публикацию, а в другом – нежно журили за творческие просчеты и авторскую слепоту.
Мастер-класс «Дружбы народов» по прозе провели зав. отделом прозы Леонид Бахнов и писатель Светлана Василенко. Во вступительном слове Бахнов рассказал об истории журнала и о его специфике, отметив, что при прочих равных условиях редакция отдает предпочтение рукописям, связанным с темой межнациональных отношений. Заявки на этот мастер-класс прислали 42 человека, а эксперты отобрали для обсуждения 16 авторов. Из них особо были отмечены на обсуждении семь: Александр Барбух, Александр Кондратенко, Ольга Кузнецова (Вологда), Виктория Лебедева, Ганна Шевченко, Иван Шипнигов и Наталья Юлина, которым было предложено представить свои произведения в редакцию журнала.
Поэтический мастер-класс «Дружбы народов» провела зав. отделом поэзии журнала Галина Климова. Из 30 авторов, приславших свои подборки для обсуждения, ведущую заинтересовало около десятка, среди них: Елена Пестерева, Галина Рымбу, Алексей Ушаков, Ольга Хохлова и др. Но, по словам Климовой, она ни у кого из авторов пока не увидела цельной журнальной подборки.
Январский мастер-класс по прозе журнала «Октябрь» открыла главный редактор Ирина Барметова. Она рассказала о журнале, ответила на вопросы слушателей. Сам мастер-класс провели зав. отделом прозы журнала Павел Белицкий и зав. отделом критики Валерия Пустовая. Ведущие выделили из присланных работ 22 авторов три группы текстов, исходя из опыта и задач журнальной работы. В первую группу были отнесены рассказы, с авторами которых редакция готова сотрудничать, рассмотреть их тексты для публикации: это самобытные притчи Дарьи Бобылевой, рассказ Елены Саморядовой, триптих Ирины Макаровой, рассказ Сергея Славнова, рассказы Галины Щекиной (Вологда). Однако наряду с сильными сторонами произведений ведущими и участниками мастер-класса были отмечены стилистические и сюжетные неудачи, над которыми авторам было предложено поработать. Во вторую группу попали авторы по большей части беллетристических произведений: много спорили о рассказах Дениса Дробышева и Натальи Якушиной, были отмечены как интересные, но не вполне подходящие для публикации рассказы Натальи Гарбер, Сергея Иванова, Надежды Коллеговой, Натальи Пяткиной, Полины Слуцкиной, Галины Ушаковой, Ганны Шевченко, Юлии Милович-Шералиевой. Авторы третьей группы, по мнению ведущих, не выбрали, о чем и как высказываться в тексте.
Поэтический мастер-класс «Нового мира», пожалуй, побил рекорды продолжительности – он закончился только в двенадцатом часу ночи. На него прислали свои произведения 47 человек. Эксперты, отбиравшие произведения, разделили их на три группы: подборки 14 авторов были рекомендованы для обсуждения; подборки 8 авторов были рекомендованы условно (при наличии времени) и, наконец, подборки 25 авторов были отклонены по причине несоответствия художественным требованиям. Вели мастер-класс главный редактор журнала Андрей Василевский и редактор отдела поэзии Павел Крючков. Ведущие отметили, что в целом уровень произведений хороший, о каждом происходил заинтересованный разговор, отмечались сильные и слабые стороны. Одному из участников – Вадиму Жукову, нигде до этого не публиковавшемуся, было предложено не теряться из виду и приносить новые стихи в редакцию.
Свои произведения на мастер-классы присылают авторы из самых разных городов и даже стран: кроме Москвы, это и Петербург, и Вологда, и Петрозаводск, и Калининград, и Калуга, и Липецк, и Вологда, и Омск, и Обнинск, и Великие Луки, и Кишинев, и Киев, и даже Сахалин!
Текст: Владимир Шемякин
Источник: НГ Ex Libris