Георгий Гачев: «Дерзание и воображение»

Предлагаем вашему вниманию эссе философа и литературоведа Георгия Дмитриевича Гачева (1929–2008), написанное для дискуссии о поэтическом театре в журнале «Современная драматургия», но так и не опубликованное. Оригинал материала предоставлен инициатором этой дискуссии – театроведом Владимиром Климовым. Это три листа с машинописным текстом, завизированным Гачевым. Текст датирован 9 сентября 1982 года. В данной публикации, в целях сохранения индивидуальности стиля, авторская пунктуация и синтаксис оставлены без изменений.

Пушкин, сочиняя «Онегина», так самоосмыслялся в письме к П.А.Вяземскому: «роман» и «роман в стихах – дьявольская разница». Эту же формулу хочется повторить, обдумывая разность меж Театром и Театром Поэтическим.

«Театр» – от греческого «теорео» – «созерцаю», как и «теория». Тут – представление, и зрелище, и зеркало: на внешний погляд жизни и человеком самого себя. «Поэзия» – от греческого же «пойео». Значит «изготовлять», «делать», «конструировать» – изнутри нас: особый мир извлекать на «зрение» внутренними очами, на слух души. Отличие между ними, как между Небом наружным и «царствием небесным, что внутри нас есть». Да – небо внутри нас: там корень поэзии, его она выражает: чем мы, наш внутренний мир богат и рад, – тогда как театр, как «похоть очей», – зеркален, зрелищен и в принципе не нуждается в Слове: Театр причастен к космосу, а поэзия – к Логосу.

Первотеатр – это первобытное синкретическое действо, в котором главной была пантомима, телодвижение, без слова обходились. Да и что мудрить-то? «С-казать» и «по-казать» – вся разница. Сказать = выпеть, что за душой, на душе, мысль и чувство непременно: чтобы есть, что сказать. А показать – можно и немо, мимикой и мимикрией: просто подражая со-бытию в мире.

Значит, в принципе Поэтический театр может более вольно обращаться с наружной объективной действительностью. Потому он тяготеет к мифу, а не к миру: берет миф наличный или сам его создает.

Творение синтеза Театра и Поэзии – Драма(тургия). Античный высокий театр – поэтический: тут гармония Космоса и Логоса, мира и божества… Потом они распались и пошли собственными путями…

А теперь бросим дедукцию (из анализа понятий «театр» и «поэзия») и приступим с другого конца: из наличного, современного состояния театра, индукцией займемся.

Ныне «поэтический театр» – как театр поэтов-авторов (Блок, Лорка…) противостоит «прозаическому театру», который «реалистичен» и «жизнь в формах самой жизни» отражает.

Против него и его «скукоты» выступила, с одной стороны – «театральность» и «зрелищность», понимаемая как кинетика и пантомима, и тут – бунт против рассуждательства, залившего театр в последние века и времена (c классицизма, с XVIII века).

Но, с другой, анемичная поэзия, уже выхолащивавшаяся в эфемерии символов и неслышной музыки, – обратилась к театру, припала к зрелищности и игре – как к воле, и телесности, и народности, к материи бытия (Блок, Маяковский, Брехт)…

Так в бунте против «прозаического» театра, что робеет перед формой наличной жизни, сошлись поэтичность, как конструирование бытия из субъекта, извлечение из внутреннего мира, и игровая зрелищность, кинетика, что раздвинула сонную уныль прозаического театра. И Мейерхольд стал ставить Блока.

Но не случайно шокирован был Блок постановкою своих текстов: движением было забито слово, телом – дух, шумами – заглушена внутренняя музыка… И я видывал некоторые спектакли «поэтического театра» – и бывал оглушен: шум, бум, гам и там-там.

Итак, противоречие: Слово (Дух) – и Зрелищность, Игра, Движение. Слово требует замирания, остановки, сосредоточения – чтобы быть внятным и понятым во всей своей мудрости и силе смысла, а игровая стихия театра гонит все вверх тормашками – и не дает остановиться…

Но это – из тех противоречий, которыми и славно, и богато, и прекрасно Бытие, которые и образует живое поле для творческого акта – ибо лишь он находит каждый раз особый выход и решение: с разным сочетанием разных сторон и потенций из богатого спектра сей поляризации. И это – всегда доставляет радость и восхищение – как гениальный выход из почти матового положения…

В этих сочетаниях – какие же прогнозы – априорно-менторские, нетворческие предуказания? Театр своими выходками нам выход подает: раздвигает поприще нашего существования, возможные нам модусы вивенди – не меньше, чем космонавтика и химия. А именно: чтобы не теснились все на одном клочке, обгладывая один кусок и дерясь из-за него монотонно (как, когда все одинаковым образом е-дят и ви-дят, как это, например, в безвоображенном «прозаическом» театре, что нашу убогость великолепно ото- и соо- и изо-бражает и закрепляет…).

И в Поэтическом театре: слово может и царить, а может быть и потеснено – за ничтожностью своей (ведь – «Слова, слова, слова!..»).

Так что – дерзание и воображение!

Автор: Георгий Гачев

Источник: «НГ-Ex Libris»