Литературные портреты: Елена Шварц

Елена ШВАРЦ. Поэт, прозаик. Родилась 17 мая 1948 года.

Биография

Окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Публиковалась за рубежом с 1980 г., первая книга «Танцующий Давид» (1984). Лауреат Премии Андрея Белого (1979), премии «Триумф» (2003).

Прямая речьОднажды, придя из школы домой, я шла по коридору в наши комнаты, задумчиво потряхивая дверным ключом, и вдруг от его позвякиванья и в такт ему стали появляться слова. Я вошла в комнату, легла на кровать, прямо в школьной форме (коричневое платье, черный фартук), и стала прислушиваться к словам, всплывающим изнутри, и стучать ключом, отбивая ритм по железным столбикам кровати, увенчанным стальными шарами.

И всю свою последующую жизнь я провела в этом состоянии — ожидания звенящих слов.

Елена Шварц. Видимая сторона жизни // Звезда, 2000, №7

Визитная карточка

ВОРОБЕЙ

1.

Тот, кто бился с Иаковом,
станет биться со мной?
Все равно. Я Тебя вызываю
на честный бой.
Я одна. Ты один.
Пролетела мышь, проскрипела мышь.
Гулко дышит ночь. Мы с Тобой,
как русские и Тохтамыш,
по обоим берегам неба.

2.

В боевом порядке легкая кость,
армия тела к бою готова.
Вооруженный зовет Тебя воробей.
Хочешь – первым бей
в живое, горячее, крепче металла,
ведь надо – чтоб куда ударить было,
чтобы жизнь Тебе противостала,
чтоб рука руку схватила.
И отвечу Тебе – клювом, писком ли, чем я,
хоть и мал, хоть и сер.
Человек человеку – так, приключенье.
Боже Сил, для Тебя человек – силомер.

1982

Предложный падеж

Шварц меньше всего похожа на правильного «культурного» поэта. Ее поэтическая практика донельзя далека от ученого филологического стихотворчества.

Кто же она? Ответить на этот вопрос трудно. При первом чтении ясно одно: такого в русской поэзии еще не было. Элементы — были, приемы — были, но не было — такого мира.

[Валерий Шубинский. Садовник и сад // Знамя, 2001, №11]

Фигура молнии — решительно главная у Елены Шварц. Лучше говорить о фигурах — пучке, снопе — молний, которые прорезывают ее стихи. Эти движущиеся молнии складываются в строго организованный беспорядок танца. Молнии изображаются, называются, дают материал мимическим метафорам. Молнии уподобляется персонаж (персонажи). Он на нее похож, и в нее он превращается — в процессе движения.

[Олег Дарк. Танец Молнии // Новый мир, 2004, №10]

Ниндзя русской поэзии
О стихотворении Елены Шварц«Драка на ножах»

Хорошие поэты не живут, они перманентно умирают. Именно переживание смерти как тотальности дает поэзии магическую силу, которая обыденную жизнь возводит в ранг детства.

В этом ракурсе творчество Елены Шварц может быть интерпретировано как захватывающий поединок с фатумом. Смерть,пронизывающая наше существо наравне с водой и воздухом, достойная стихия для сильного поэта. Ее кошачьи повадки превращают жизнь артиста в восхитительное сафари, результат которого определен раз и навсегда.

Только такое непрерывное единоборство и способно поро¬дить столь нестандартную претензию к безносой: «Уж больно вы развязны, ваша милость». Видимо, пуды соли были съедены поэ¬том со смертью, если он смеет выдвигать к ней этические тре¬бования. Происходит переворачивание мира с ног на голову. Стрекоза, отправляет зануду муравья куда подальше. Костлявая пляшет развязно, и человеческое существо бросает ей вызов: тут не приглашение Амона-Ра на дачу, или просьба девушки-допризывника об отсрочке летального опыта, или бодлеровский приказ старому капитану о начале круиза… Прежняя парадигма профсоюза со смертью разбита, как Федорино корыто. Здесь яростная схватка горстки праха (сиречь «воробья») с энтропией.

Приготовление ужина превращается в мистерию. Грандиозная мистическая битва разворачивается на одной из Красноармейских. Поражая ножом воздух (вспомним об упомянутых стихиях), поэт поражает само небытие и преображает мир.

Облизавшей ужом ядовито затолок не остается ничего другого, как ретироваться, пригрозив «Вот ужо». В новом перевернутом мире читатель обнаружит негатив «Медного всадника»: Петр улепетывает от безумца Евгения. Хома Брут загонял панночку до смерти. Офелия не бежит с изменившемся лицом к пруду. Точка бифуркации пройдена.

Елена Шварц действительно настолько отважна и безумна, что может поразить «лезвием» и покалечить самое смерть. Она – ниндзя русской поэзии. Все ее творчество эскапада отчаянных действий на грани невозможного. Канатоходец над бездной того и этого, она умеет сохранять удивительно ясную голову во время самых экстатических прогулок между мирами. Она трезвый пьяница этих пространств.
Ревизия поэтического мифа, предпринятая в «Драке на ножах», по своей глубине сопоставима с псалмами ветхозаветных пророков. Это прорыв в какие-то новые ментальные дали.

Вызов брошен. Ева отомстила за ребро. Смерть покалечена. Поэт крестится ножом и метелкой.

Текст: Борис Ванталов («Ниндзя русской поэзии»)

О ней пишут

Валерий ШУБИНСКИЙ. Чудесный случай и таинственный сон. Рецензия на книгу Елены Шварц «Видимая сторона жизни».

Александр УЛАНОВ. Постпоследний романтик? Рецензия на книгу Елены Шварц «Стихотворения и поэмы».

Олег ДАРК. Измерение слога.  Об одном стихотворении Елены Шварц.

Валерий ШУБИНСКИЙ. Садовник и сад. О поэзии Елены Шварц.

Библиография

Танцующий Давид. Нью-Йорк: Russica Publ., 1985.

Стихи. Париж: Беседа, 1987.

Труды и дни монахини Лавинии. Ann Arbor: Ardis, 1988.

Стороны света. Л.: Советский писатель, 1989. — 72 с. Предисл. А.Кушнера. В кассете «Набережная».

Стихи. Л.: Новая литература, 1990. — 120 с.

Лоция ночи: Книга поэм. СПб.: Советский писатель, 1993.

Песня птицы на дне морском. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. — 88 с.

Mundus imaginalis: Книга ответвлений. СПб.: ЭЗРО; Литературное общество «Утконос», 1996. — 112 с.

Западно-восточный ветер: Новые стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 96 с

Определение в дурную погоду. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 120 с.

Соло на раскаленной трубе. СПб.: Пушкинский фонд, 1998.

Стихотворения и поэмы. СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. — 512 с.

Дикопись последнего времени: Новая книга стихотворений. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. — 88 с.

Трость скорописца. СПб: Пушкинский фонд, 2004.

Вино седьмого года. СПб: Пушкинский фонд, 2007. — 64 c.

Сочинения: В 2 т. СПб.: Пушкинский фонд, 2002.

Источники: Новая литературная карта России, Новая камера хранения