Кордоны на границах слова

Русский язык, утратив властную функцию, сохранил культурную.

С 23 по 27 ноября в Москве в шестой раз прошла Биеннале поэтов. Этот фестиваль, традиционно организуемый правительством Москвы и Московской городской Думой, отметил уже свое десятилетие. В этом году он проходил под девизом «Границы языка». На многих московских площадках выступали наиболее интересные авторы постсоветского пространства, пишущие как на русском, так и на национальных языках. После проведения более 50 разноформатных поэтических чтений и круглых столов выявилось, что пространство русского языка за пределами России условно можно разделить на три части: Украину и Белоруссию, языки которых близки к русскому, остальное ближнее зарубежье (его представляли страны Балтии, Узбекистан, Молдова и Грузия), и дальнее зарубежье (представляли США и Израиль). Непосредственный разговор об этом шел на организованном журналом «Дружба народов» круглом столе «Русский язык и национальные литературы на постсоветском пространстве».

Все были согласны, что русский язык, утратив властную функцию, сохранил культурную, испытывая при этом далеко не всегда благоприятные для себя воздействия. Юрий Володарский (Киев) говорил о «доминировании смеси русского с украинским» (удачным примером этого может служить вышедший под девизом «три автора, два языка, одна поэзия» презентованный на биеннале сборник «Кордон», содержащий украинские и русские стихи Андрея Полякова, Игоря Сида и Сергея Жадана). Субхат Афлатуни (Ташкент) говорил о «смеси узбекского с плохим русским и плохим английским», а Инна Кулешова (Тбилиси) назвала русский язык в Грузии «бедным и ограниченным». Та же картина обрисовалась и на организованном Литрадио круглом столе «Литературная критика на постсоветском пространстве: функции, аудитория и перспективы».

Гостями биеннале были фестивали и клубы («Киевские Лавры», объявленные «главным» гостем, «Крымский клуб», одесский «Гоголевский фестиваль», минский международный поэтический фестиваль «Порядок слов», Днепропетровский поэтический фестиваль, Ташкентский открытый фестиваль поэзии, Коктебельский международный литературный фестиваль им. М.А.Волошина) и русскоязычные литературные ресурсы (сайт polutona.ru, «Журнал культурного сопротивления ШО», «Новые облака», «Интерпоэзия» и др.), которые на равных правах были представлены как нероссийскими, так и российскими поэтами. Одинаково радушно встречали уже известных Дмитрия Строцева (Белоруссия), Андрея Хадановича (Белоруссия), Шоту Иаташвили (Грузия), Игоря Белова (Калининград), Сергея Тимофеева (Латвия). Неизгладимое впечатление произвел Карл Мартин Синиярв из Эстонии. Как всегда, был интересен Фестиваль голосового стиха, для которого важнее подача текста, чем язык, на котором он написан.

Самым дискуссионным мероприятием стал организованный порталом Openspace.ru круглый стол «Новая социальная поэзия: реальность поэтического – реальность политического», подтвердивший, что поэзия объединяет, то политика разъединяет. Предметом бурных споров стал известный тезис о том, что «поэт в России больше чем поэт», причем выяснилось, что он теперь не работает. Большинство сошлось на том, что он применим к странам, где от поэта ждут решения не эстетических, а политических задач. Поэзия должна занимать позицию активного воздействия, но глубинными, инициирующими развитие личности способами, что требует качества эстетических решений. Прозвучал текст Марыйки Мартысевич «Роди президента!» в переводе с белорусского Ильи Кукулина.

Самым, если можно так сказать, теоретическим мероприятием стала II Международная конференция по геопоэтике, на которой обсуждался вопрос взаимосвязи энергии конкретного места и творческой энергии человека. Практическую сторону вопроса хорошо осветил председатель биеннале Евгений Бунимович, говоривший о способности поэтов вживаться в экзистенцию места, создавая в своих текстах некое мифологическое представление о нем и тем самым вводя его в культуру. Тема была продолжена на круглом столе «Метафизическая топография», родное и иное», где ведущий Александр Бараш назвал слово «поэзия» «ключевым для постсоветского пространства». Самым же экзотическим мероприятием стал проведенный в Московском зоопарке круглый стол Крымского клуба «Гады в литературе-2 (Амфибии и рептилии как объекты и субъекты)». Состоялся фестиваль видеопоэзии «Пятая нога», на котором было показано множество видеоклипов на стихи современных поэтов. Победил ролик Владимира Черкасова на стихи Эдуарда Кулемина «Тропоспорт».

Текст: Людмила Вязметинова

Источник: НГ Ex Libris