Любопытные замечания человека, который сначала устроил целый опрос знакомых и только потом опубликовал результаты. Разумеется, это мнение бесхитростных читателей — ну так это еще не повод игнорировать их претензии. Другое дело, насколько американские предпочтения совпадают с отечественными.
Вот вы — из-за чего обычно книги читать бросаете? С конкретными примерами, конечно, в идеале бы.
А пока — причины; в порядке убывания:
1. Дурацкие, картонные, неправдоподобные, плохо придуманные персонажи (из комментариев: «Раз уж персонажи мне неинтересны, так с какой стати мне узнавать, что с ними дальше произойдет». «Километровые фразы, сплошные штампы, плоские характеры, ненатуральные, автор юлит, но сказать-то ему — нечего. До свиданья. Отказ.»)
2. Сюжет спотыкается / Автор не держит ритм
Люди читают потому, что им интересны персонажи; но также они читают потому, что хотят, чтобы их увлекли неожиданными финтами и поворотами сюжета. Наплюйте на это, пользуйтесь избитыми ходами, сделайте так, чтобы ничего не происходило и читатель мог спокойно клевать носом — и вот тут-то вашу книжку и захлопнут. (из комментариев: «Неправдоподобный сюжет — если только это не фантастика; история, которая топчется на месте; я как раз только что бросила читать одну такую книжку. Неплохая была история, только вот ничего не происходило, и сцены не склеивались друг с другом. Так я и не узнала, что произошло с главным героем, — неинтересно.» «Проблемы, которые можно было решить на первых десяти страницах, они размазывают на все триста!» «Предсказуемость. Да, я могу догадываться, что все кончится хэппи-эндом, но я не хочу за две главы вперед понимать, какой ход дальше сделает автор. Какое ж это приключение — сплошное занудство!»)
3. Художественно немотивированные сексуальные сцены, «грязный» язык и слишком много насилия
Литература и кино в наши дни ломятся от секса, ругани и насилия, однако большинство читателей не испытывают особого восторга, когда им на голову выливают коктейль из немотивированного насилия, мата и секса.
4. Слишком много описаний
Времена Диккенса и Остин — когда страницами можно было гнать пейзажи и прочие «описания» — давно прошли. Нынешние читатели хотят, чтобы сцена была обрисована с помощью миниума деталей. (из комментариев: «Бывает, столько деталей наворочено, что ты выбиваешься из ритма повествования — и роман становится скукой смертной». «Никакой воды. Это очень ценно в письме. Все это понимают, однако слишком часто тебе попадаются книжки, в которых слишком много описаний и слишком мало действия».
5. Отсутствие эмоциональной связи
Читателям хочется, чтобы романы были чем-то больше, чем обычным развлечением. Им хочется подключиться к истории и к персонажам на более глубоком уровне. Иными словами — они хотят читать романы не просто про чью-то чужую жизнь, а романы, которые действительно что-то значат для них лично. (из комментариев, «Если во мне не возникает эмоция, я воспринимаю текст как «деревянный». Будь он даже технически безупречен… и пусть это будет великолепная проза… однако ж если за всеми этими идеально отобранными словами нет какого-то человеческого импульса, который может пробиться не только к интеллекту, но и к сердцу, то я не чувствую эту книжку «своей» — и бросаю ее». «Хорошая книжка будит в тебе эмоцию — даже если сам ты никогда не оказывался в ситуациях, которые в ней описаны. Ты словно бы оказываешься внутри романа, ты сам достраиваешь картину с помощью своего воображения. Для тебя важно, что произойдет с героями на следующей странице, ты беспокоишься об их судьбе».)
6. Плохие диалоги
Запросто может быть, что диалоги — это вообще главное и лучшее, что есть в романе. Читателям нравятся волнующие, остроумные, реалистичные диалоги. Чего они на дух не переносят — так это вымороченные реплики и разговоры, похожие на упражнения из учебника иностранного языка. (из комментариев: «Если диалоги слишком занудные, если в них слишком много слэнга, или если реплики кажутся неестественными — я пас. А еще когда слишком много имен. В жизни мы не называем друг друга по именам постоянно — так с какой стати должны в книжке?»
7. Чрезмерная дидактичность
В принципе, читатели не против того, чтобы авторы затрагивали какие-то глубокие и важные темы, однако читатели непоколебимы относительно того, что называется «дидактика»: поучающий автор раздражает всех. Начнете слишком сильно навязывать читателю свою «тему» — и книжка будет использоваться в лучшем случае как подставка для сковородки. (из комментариев: «Мне не нравятся книжки, авторы которых изо всех сил пытаются пропихнуть свой «мессидж» тебе в горло»).
Текст: Лев Данилкин
Источник: Афиша