Главный урок Чингисхана

История рождения России

В ЭТОМ ГОДУ ЧИНГИСХАНУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 850 ЛЕТ!

Чингис хаан. ru.wikipedia.org
Чингис хаан. ru.wikipedia.org

Многие историки даже не захотят вспоминать эту дату. А в 2012 году исполняется 850 лет с того времени, как родился Чингисхан. Этот великий завоеватель всех времен и народов известен нам по устоявшимся в истории воззрениям, утверждающим неисчислимость бед, принесенных им на Русь после 300-летнего ига. С ХIХ века и по сей день и в академических трудах и в школьных учебниках господствует одна и та же точка зрения, будто Русь своей жертвой спасла Европу от восточного порабощения. Хотя именно в это время русские воины больше воевали с многочисленными европейскими рыцарскими орденами. Это — научный факт. Но, приписывая себя к последователям евроцивилизации, мы долго старались не видеть этого. А жаль. Потому, что, только устранив пробелы истории, мы увидим, что, не будь Чингисхана, не было бы и современной России с обретением ею мирового статуса и превращением в новый сверхнарод.

Такую версию развил и утвердил в многочисленных научных исследованиях знаменитый русский ученый Лев Гумилев. Невозможно перечислить все его открытия, а заодно и опровержения, навязанных сегодня исторических штампов. Но главное, что его доказанная теория пассионарности (по-иному, активности этносов, от их возникновения до заката) помогла найти для истории поистине научные основы. Гумилев детализировал процесс, согласно которому этнос — организм, привязанный к своему географическому ландшафту, к силам самой Матери-Земли с ее условиями, возможностями и пределами. При этом добросовестность автора и кропотливость (с анализом практически ежегодных дат!) за несколько столетий подряд (с 808 по 1461 г.г.) настолько высоки, что заставляют не только оценить масштаб личности Чингисхана, но и увидеть героев русского средневековья совсем в ином свете. Так почему этот величественный и грозный образ должен был появиться в истории Российской?

Рассказ о Чингисхане хорошо высвечивается через родословную монгольского народа. Еще древние китайские географы в VII-IX вв. отметили южнее Байкала племя мэнъу (мэн-гу), а потом гору Мэньшань. Вот откуда название — монгол. В X-XII вв. они были друзьями племени киданей и, согласно тем же хроникам, противниками татар и врагами чжурчжэней, живших от них по другую сторону реки.

Часто историю этносов вычисляют совсем не точно, порой, не принимая во внимание силу так называемого пассионарного толчка, от которого берет начало любой этнос. Такой толчок — по сути, природное явление, тот же катаклизм, вроде серии разломов и подвижек земной коры, или других значимых изменений Земли. Но для нас важно, что подобные явления реально происходили не где-нибудь, а на территории нынешней России, в районе юго-восточной части Забайкалья, где сегодня расположены Бурятские автономии. Ранее они были улусом (владением) предков Чингисхана. Да и само озеро Байкал, как мы знаем из географии, по мнению ученых — территорию мощнейшего геологического разлома, трясло со второй половины первого тысячелелетия постоянно. Это великое трясение меняло облик народов вместе с природой. Не стерлись из памяти и великие засухи. Достаточно сказать, что уровень Каспия был на 18 метров ниже его нынешнего уровня. А в последний раз «прибайкальский провал» был зафиксирован российским географическим обществом аккурат на юбилей (700-летие) Чингисхана, сразу после отмены крепостничества, в 1862 году. Тогда тут в одночасье просело устье реки Селенги…

Гумилев историю монголов проследил настолько подробно, что даже отметил, как с середины XI в. у них начался второй полуисторический, т. е. легендарный, период монгольского этногенеза. Именно тогда тут родилась красивая легенда, в правдивости которой сами монголы сомневались. Прародительница монгольского этноса Алан-Гоа родила двух сыновей от мужа и трех — от светлорусого юноши, приходившего к ней в полночь через дымовое отверстие юрты и уходившего с рассветом, словно желтый пес. Зачатие якобы совершилось от света, исходившего от него… Обыкновенное чудо. Но считалось, что от этого странного союза родился Бодончар и к нему возводили свою генеалогию многие монгольские роды, в том числе Борджигины, что значит «синеокие». Считалось, что голубизна глаз и рыжеватые волос были следствием происхождения от «желтого пса». Гумилев нашел в легенде факт этнического смешения, т.к. до этого на берегах Онона жили племена, не обращавшие на себя ничьего внимания. А тут монгольские роды заметно увеличились в численности. Из аморфного гомеостатичного состояния иргэн (племя) перешло в новую, активную фазу — превратилось в мобилизованную систему. Система настолько себя позиционировала по отношению к другим, что за обиду члена иргэна должен был вступиться весь иргэн; за его преступление тоже отвечали все сородичи. Понятие коллективной ответственности стало поведенческим императивом… И многие исследователи увидели в этом типичный случай становления первой фазы этногенеза, столь похожий на появление феодализма в государстве Каролингов, что даже была сделана попытка назвать организацию монгольского общества кочевым феодализмом.

В хрониках (китайца Чжао Хуна и тюрка Абуль-Гази) описывается отличие внешности Борджигинов (родственников Тэмуджина) от прочих кочевников. Отмечалось, что «татары не очень высоки ростом. Самые высокие -156-160 см. Нет полных и толстых. Лица у них широкие, скулы большие. Глаза без верхних ресниц. Борода редкая. Тэмуджин же высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Этим он отличается от других». У Борджигинов же глаза «сине-зеленые (pers)…» или «темно-синие, где зрачок окружен бурым ободком». Итак, мутация сказалась не только на психике, но и на деталях наружности.

Ну а что же Чингисхан, вернее Тэмуджин, названный так при рождении? Он из Боргиджинов — родился в бурную пору непрерывных войн, в процессе которых собирался новый этнос.

Биография Тэмуджина дана во множестве литературно-исторических произведений, в фильмах, но для науки важнее всего то его качество объединителя, которое в условиях неспокойных, стремительных и огненных времен получила специфическое название — «люди длинной воли».

Отец Чингисхана — Есугей-Багатур (богатырь) принадлежал именно к такому типу людей, и считался батыром, т.к. успешно вел войны. Будущий Чингисхан появился на свет в 1162 г. У своей матери Оэлун он был первенцем. Тогда его отец Есугей-багатур захватил в плен нескольких татарских богатырей. И, растроганный, назвал сына Тэмуджином, по имени пленника, убитого при новом рождении. Таким образом, будущий Чингисхан сразу стал кровным врагом могучего татарского племени.

На берегах бурной Селенги поселились кераиты; к югу от Керулена — отуз-татары (т. е. тридцать родов). Южнее Байкала, на склонах гор Хамар-Дабана, — воинственные меркиты, а западнее их — многочисленные ойраты; самым западным монголоязычным племенем в Западной Монголии были найманы, пришедшие сюда из Семиречья и Джунгарии… Прирост населения в XI веке тут резко увеличился. А в начале XII в. монголам уже было мало долины Онона. Они распространяются на запад — к Хилку и Нижней Селенге, где наталкиваются на храбрых и воинственных меркитов, мало затронутых пассионарным толчком, но хранящих традиции предков — самодийцев.

Как уже говорилось, с 1100 г. в Степи шла постоянная война между кочевниками и регулярными войсками и киданьской империей Ляо. Монголы воспроизводили потомство в 16-18 лет, после чего быстро уступали место молодежи. Конечно, тридцатилетних воинов не списывали в запас по старости, но, видимо, редкие мужи доживали до этого возраста. Они гибли в постоянных битвах, успевая лишь зачать сыновей, тоже обреченных на раннюю гибель. Это были способности к сверхнапряжению, благодаря чему они шли от победы к победе.

В такой атмосфере начал жизнь и мужание Чингисхан. Когда же умер его отец (считавший, что его отравили татары) сыну пришлось начинать доказывать свою принадлежность к «людям длинной воли» почти с той же стремительностью, которую мы можем лицезреть в нынешних неостановимых фильмах-экшнах. Достоверно лишь одно: его род был брошен на произвол судьбы, а последователи его отца жестоко убиты. Восхождение великого хана пришлось начинать с нуля.

Оставшаяся семья на плечах мужественного мальчишки голодала, потому что у нее угнали скот. Все вместе переносили лишения, когда Тэмуджина преследовали мстители после убийства сводного брата, шпионившего среди монголов в пользу вражеского племени тайджиутов. Такая смерть не могла остаться неотомщенной исходя из древне-монгольского обычая. Будущий вождь был пойман и закован колодкой на шее, пока чудесным образом не освободился и не бежал в горный лес…

ЗАКОН ЯСЫ

Лев Гумилев изложил позицию и программу Тэмуджина, после его избрания ханом с громким титулом «Чингис» (великий). Чингис, по словам Рашид-ад-Дина, высказывался так: «У степных народов, которых я подчинил своей власти, воровство, грабеж и прелюбодеяние составляли заурядное явление. Сын не повиновался отцу, муж не доверял жене, жена не считалась с волей мужа, младший не признавал старшего, богатые не помогали бедным, низшие не оказывали почтения высшим, и всюду господствовали самый необузданный произвол и безграничное своеволие. Я положил всему этому конец и ввел законность и порядок».

Тэмуджин, избранный ханом, железной рукой прекратил все беспорядки в Великой Степи. В обращения к сородичам в 1182 г. он выразился еще прямее и яснее:

«Я высказал лишь свое мнение, что земли по Онону не должны оставаться без главы. Я убеждал каждого из вас стать этим главой, но вы отказались. Я был этим несказанно огорчен… Разве я домогался власти? Я был избран ханом единогласно, дабы оградить от неприятельских покушений земли, занятые нашими предками в области трех рек. Избранный ханом, я подумал, что обязан обогатить тех, кто был мне предан. И все, что я приобретал: скот, юрты, женщин и детей, — все это я отдавал вам. Облавой я сгонял вам скот в степи. С гор гнал горных животных…».

Чингис собрал вокруг людей особого поведенческого настроя, отличавшихся от своих предков и большинства соплеменников большей энергичностью, предприимчивостью, способностью к самопожертвованию, короче говоря — пассионарным напряжением. Они заражали этим духом тех, кто случайно к ним примкнул. И те вели себя так же, видя в служении хану высшую цель своей жизни. И не произволу подчинялись, а тому закону, которому подчинялся сам хан. Назывался этот закон — Яса.

Разумеется, не все монгольские пассионарии объединились вокруг Чингисхана. Многие стали его заклятыми врагами. Но он казнил даже друзей и родственников за неподчинение дисциплине, прописанным Ясой. Гумилев сравнил это железное упорство с тем, как Мефистофель, уговаривая Фауста расписаться на договоре кровью, говоря, что «кровь — сок совсем особенного свойства». Это подтвердилось в Монголии XII в., где Тэмуджин победил своих врагов татар, и потом привлек их на службу. Любопытно, что детей из враждебных племен монголы никогда не обижали. И поскольку те становились сиротами, их отдавали на воспитание женщинам. Так, мать Тэмуджина Оэлун воспитывала четверых найденышей. Другие монгольские женщины подражали ханше. А через 20 лет, когда дети выросли, они построили и укрепили империю Чингиса.

Орду, сплоченную великим ханом можно сравнить с Большим взрывом. Яса дополнилась и расширилась в 1218 г., перед войной с Хорезмийским султанатом, и еще в 1225 г., перед завоеванием Тангутского царства. Эталон нового образца жизни, показанного Чингисом, сломил резкое сопротивление всех ревнителей старины. Еще бы! Его законы карали смертью за убийство, блуд мужчины и неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное ко вреду ближнего, троекратное банкротство, т. е. невозвращение долга и невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою. Так же наказывался тот, кто отказал путнику в воде или пище. Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям. Более того, Яса воспрещала кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен был есть более другого.

Сравните этот кодекс XII в. с так называемой рыцарской (романтизированной ныне) цивилизацией! В эти годы в Европе прошел третий Крестовый поход, руководимый Фридрихом Барбароссой, Ричардом Львиное Сердце и Филиппом Августом. И совсем не в пользу Запада вся их история бессмысленной жестокости. Ричард в Палестине, овладев Аккой, оставил у себя 2 тыс. заложников-мусульман, и всех убил. Показали себя и немцы. Сын Барбароссы Генрих VI в 1194 г. захватил Сицилийское королевство, разграбив Салерно,  где всех жителей предал смерти или обратил в рабство… Французский король Филипп Август просватал датскую принцессу Ингеборгу, а когда она приехала в Париж, забрал ее приданое, и прогнал. Даже отлученный от церкви, он был непреклонен… В Константинополе Андроник Комнин был не менее жестоким в казнях…

Ничего подобного, кроме чести по закону Ясы монголы тогда не могли противопоставить Западу. Такую империю создал Чингисхан!

ЧЕГО НЕ ПРОЩАЛА ОРДА?

Четкая организация чингисидов помогла без сложностей пройтись войной Батыю через всю Древнюю Русь. Иначе и не могло быть, так как раздираемая усобицами эта часть света шла к естественному закату древнего этноса от естественной старости. Обветшавшей междуусобной организации был противопоставлен новый общественный императив монголов — непререкаемая взаимовыручка. Она включала в себя и гарантию отмщения, даваемую боевому товарищу, ставшему жертвой предательства. Если его не могли спасти, то за него следовало покарать нарушителей закона гостеприимства. И, если с этой позиции посмотреть на историю разрушений русских городов, то все они прошли именно там, где убивали послов Чингисхана, то есть там, где, по мнению монголов, их предавали.

Во всем другом самым доблестным противникам, попадавшим в плен, предлагалась не только пощада, но и прием в ряды монгольского войска с правом на выслугу. Так Чингис привлекал на службу. А дезинформацию монголы всегда четко делили на обман противника, который должен воспринимать обстановку критически, и на преступление клятвы, то есть на предательство, так как это нарушало самое для них святое — договор и обычай гостеприимства. Таких гостеубийц и уничтожали беспощадно вместе с родственниками, ибо, считали они, что склонность к предательству — наследственный признак.

С точки зрения монголов, истребление городов, где были убиты послы, было логично. Народ, поддерживающий своего правителя, должен делить с ним ответственность за его поступки. Для классовых обществ, где народ угнетен, такое мнение нелепо, но монголы подобного безобразия, как классовый гнет, вообразить не могли. Города, где убивали парламентеров, монголы называли «злыми городами» и громили, «восстанавливая справедливость». Так разрушили Балх и Козельск. Причем, последнему никто не оказал помощи, хотя рядом были Смоленск, Киев и Чернигов, а владимирский князь Ярослав в это время ходил с войском на Литву. Не стоит говорить, что на Руси не знали, за что Козельск обрел погибель.

«Позднейшие дипломаты должны были скинуться на памятник Чингисхану и его закону, — иронизирует Гумилев. — Потому что в древности и в Средние века убийство чужеземца преступлением не признавалось. Поэтому люди XIII в. искренне обижались на монголов, забывая причину, вызвавшую репрессии».

Да что разрушенные города! Из-за убийства послов погибла целая империя Сунн, подверглась разорению вся Венгрия. И зря католические и мусульманские авторы приписывали эти разрушения особой кровожадности монголов. Они забыли, а вернее, умолчали о предательских причинах. А еще древние авторы многое преувеличивали. Особенно, количество жертв.

Естественно, монголы не были добряками! Иначе они и не могли поступать, ибо на всех трех фронтах — китайском, переднеазиатском и кумано-русском — против них стояли силы, значительно превышавшие их по численности и вооружению. Побеждали они благодаря дисциплине и мобильности, но ведь и то и другое возможно было только при высокой пассионарности, а это качество, в свою очередь, порождает оригинальную ментальность и высокий стереотип поведения. Зато потом, согласно теории Гумилева, «уцелевает серая посредственность, прозябающая до очередного пассионарного взрыва». А разве не так?! Не от того ль придуманы афоризмы, что революции пожирают детей своих?!..

Одну из глав своей фундаментальной работы «Древняя Русь и Великая Степь» Гумилев озаглавил «А могло ли быть иначе?» И ответил, что «конечно, могло! Тэмуджин мог погибнуть от случайной стрелы или от болезни, находясь в чжурчжэньском плену. Его брат Хасар был храбр и силен, но других талантов у него не было. Пассионарных людей среди противников Чингиса было не меньше, чем в его Орде. Сам Чингис талантом полководца не обладал. Зато умел привлекать на свою сторону таланты, становившиеся прекрасными полководцами. И они ни разу его не подвели»…

Таким был его закон — Яса. Он не мешал, как сегодня сказали бы, свободе совести и никогда не выступал ни против какой религии. А это — толерантность. И, вполне возможно, что именно такая терпимость, превратившаяся ко времени «великой замятни» в сборище несовместимых религиозных носителей, предопределила политический распад Орды, как государства. Зато помогло самоопределению и этническому разделению на татар казанских, крымских, астраханских, сибирских, ногайских и казахов. Потом все они вернулись к обычаям предков и восстановили племенные союзы, или джусы. Часть потомков завоевателей стала буддистами, часть — мусульманами, часть, смешавшаяся с русскими, — христианами. И все это преображение кочевого мира совершилось, по меркам истории, мгновенно — за 200 лет. Ну как столь быстро?

ВЫГОРАНИЕ ДОБЛЕСТИ И ЛОШАДИНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Для объяснения такой скорости восхождения империи Чингисхана и столь же стремительного заката есть один хороший афоризм: «что хорошо горит, — быстро сгорает». А без монголов история Азии пошла так, будто Чингисхана и его завоеваний не было.

Однако Гумилев высказался и против ходячего мнения, будто кочевники — сплошь были дикарями, уничтожившими культурные города и безжалостно истреблявшие оседлое население. Действительно, в театре военных действий разрушения происходили как на любой войне, но дело было не в оседлости или культуре. Правда в том, что Русь сама разложилась под действием факторов заката древнерусской цивилизации. Справедливости ради, надо сказать, что и древние города Уйгурии — Турфан, Харашар, Куча, Кашгар, Яркенд и Хотан пострадали не от монголов, а были разрушены тюркскими наемниками хорезмшаха Мухаммеда в 1212 г., Газна — в 1215 г., а Тбилиси — войсками Джеляль ад-Дина в 1225 г., как и вся Грузия. Монголы уже шли по руинам. Потому-то истинный преступник скрыт от суда истории, а деяния его приписаны тому, кто не умел защищаться от клеветы и даже не предполагал, что его можно в чем-то обвинить.

Но ответ на измышления множества ученых и публицистов ХIХ в. о том, что из Азии пришли неисчислимые полчища, дают сами древние хроники с точным подсчетом числа воевавших. Согласно статистике, «вытащенной» Гумилевым, монголов в пору их империи было около 600 тыс. человек, а армия их составляла всего 130-140 тыс. всадников, воевавших на перечисленных уже трех фронтах: в Китае и Корее, в Средней Азии и Иране и в половецких степях. (При большей численности лошадей монголы их просто не могли бы прокормить, а это самый «крутой» факт преувеличения несметных орд!). Но сравните: в это время на Руси жило около 6 млн. жителей, в Польше и Литве — 1,6 млн. В Поволжье не более 700 тыс. жителей. А в степи между Доном и Карпатами — 500 тыс. Только население Франции тогда приближалось к 20 млн. Столько же — в Италии, Германии, а в Англии — 3 млн. По данным Гумилева, «в XIII в. опасность (от монголов) для Европы — полуострова, защищенного со всех сторон, — была скорее психологической, чем реальной. Но мыслители XVIII-XIX вв. фантазировали о предмете, который занимал их, но которого они не знали».

А главное, по мнению ученого, в другом: «Зачем было русским людям XIII-XIV вв., ради каких-то общих интересов защищать немецких феодалов, ганзейских бюргеров, итальянских прелатов и французских рыцарей, которые неуклонно наступали на Русь, либо истребляя, либо закабаляя «схизматиков греческого обряда», которых не считали за подлинных христиан»? Поистине теория спасения Русью Европы была непонятным ослеплением, но оно не изжито и до сих пор.

Точно также не надо заблуждаться: монголы нигде не могли иметь численного перевеса, а равно и перевеса в технике, потому что своего производства железа у них не было. Однако они до 1260 г. везде одерживали победы, а к 1279 г. закончили завоевание Южного Китая. Как это могло произойти?

В грандиозных успехах монголов «повинны» не только победители, но и сами побежденные. Аналогичным, важным для России феноменом (столкновения разных фаз пассионарности) во многом объясняется упадок Руси и подъем России. Разбирая рукопись, датированную XIII веком, и названную «Погибелью русской земли» исследователь говорит, что люди XX в., так привыкли к эволюционной теории, что дискретность (разрывность) исторических процессов (особенно в эпохи провалов, — ред.) нами не воспринимается. «В наше время кажется, — пишет ученый далее, — что русские происходят если не прямо от питекантропов, то как минимум от скифов, конечно пахарей, а древние русичи XII в. совсем свои, вроде двоюродных дедов… В этом уверены все обыватели, многие ученые и даже писатели, кроме А.К. Толстого, показавшего в своих балладах глубину различия между Древней, Киевской, и Московской Русью. Оно не меньше, чем между Римом цезарей и Римом пап: и там, и тут оно не в культуре, а в нравах и обычаях, то есть в поведенческих стереотипах, значит, в этногенезе, а не в модификациях институтов: государства, церкви, сословности, архитектуры и т. п. Не замечать глубокий кризис Руси XIII в. ученые-историки не могли, хотя объяснить его с позиций эволюционизма было сверхтрудно. Но выход все-таки нашелся и был многими принят. Этот кризис и последовавшую за ним «погибель» долгое время приписывали южным соседям Русской земли. И тем до ХХ века очерняли степняков. Хотя все было не так.

СПРАВКА:

Чингисха́н (монг. Чингис хаан, собственное имя — Тэмуджин, Темучжин; ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.

После смерти в 1227 году наследниками империи стали его прямые потомки от первой жены Бортэ по мужской линии, так называемые чингизиды.

Текст: Александр КАПКОВ
Источник: Газета «Прогноз развития»

Продолжение следует