Печа-Куча, или Интеллектуальное караоке

Можно ли за 6 минут 40 секунд перевернуть мир?

Новый формат презентаций своих идей и проектов набирает популярность в России. Словосочетание «Печа-Куча» уже перестало быть непонятным, а чтобы занять удобное место в импровизированном зрительном зале, люди приходят за несколько часов. Что же такое Печа-Куча и почему её так полюбили во всём мире?

Хотя Печа-Куча (Pecha-Kucha) переводится с японского как «бла-бла-бла», эту вечеринку уже давно называют интеллектуальное караоке. А придуманный живущими в Токио австрийцами Марком Дитхамом и Астрид Кляйн в 2003 году формат разлетелся по всему миру.

Печа-Куча — это небольшая презентация, сопровождаемая 20 слайдами, на каждый из которых отводится 20 секунд. За 6 минут 40 секунд можно рассказать о чём угодно: новый проект, оригинальная идея, рецепт любимого пирога и даже о числе Фибоначчи в природе, архитектуре и жизни. Можно поделиться опытом и умением в написании сценария, способах похудения, приготовления чайного мороженого и путешествии автостопом. Никаких ограничений в выборе темы. У Печа-Кучи всё же есть ещё несколько правил. Каждый раз для Печа-Кучи надо выбирать новое место. И обязательно бесплатный вход для всех желающих.

Первым российским городом, присоединившийся к модному неформальному общению, стал Санкт-Петербург. Потом идею подхватили в Москве. А всего по миру Печа-Кучей увлечены в 256 городах.

Печа-Куча в Москве была воспринята с энтузиазмом, и на данный момент прошло четыре Pecha-Kucha Nights. Не знаю, сколько заявок получают организаторы, но лично я, подав заявку незадолго до второй Печа-Кучи, приняла участие только в четвёртой. Зато теперь могу поделиться личными впечатлениями.

Мук по поводу выбора темы я не испытывала. Решение рассказать об умении торговаться с китайцами, сбивая до 90% цены, родилось буквально через пару минут после того, как я вообще узнала о существовании Печа-Кучи. Китайский язык, история и вообще всё связанное со страной — одно из моих хобби, ради которого я в своё время уехала пожить в Китае. И если мне обычно сложно объяснить окружающим, почему, зная китайский язык, я применяю его, лишь читая книги и, к сожалению, изредка путешествуя по Китаю, а не зарабатываю на этом деньги, то формат Печа-Кучи показался тем местом, где мне не нужно будет отвечать на подобные дурацкие вопросы.
Так и вышло. Зал галереи DesignBoom не смог вместить в себя всех желающих послушать о разном — часть зрителей расположилась в другом зале, где шла трансляция. Честно говоря, я давно не видела такой продвинутой, открытой и доброжелательной аудитории. Кроме меня выступало ещё пять человек, и от разнообразия тем кружилась голова.

Анатолий Кистович, доктор физико-математических наук, сотрудник ВНИИФТРИ сделал доклад на тему «Число Фибоначчи в природе, архитектуре и жизни». Олег Соколёнко, пресс-секретарь Всемирного фонда защиты природы в России и читатель, поделился своими интимными отношениями с книгой, назвав своё выступление «В постели с книгой: теория интимных отношений с литературой». Александр Матвеев, промышленный дизайнер, арт-директор проекта Eazzy, наглядно показал своё изобретение в презентации «Быстросоздаваемые пространства из картона». Виктор Енин своей темой «Чайное мороженое: с голубым сыром, с цветами сирени, на козьем молоке, далее везде» заставил весь зал стонать от желания срочно вкусить прекрасного лакомства. Всеволод Коршунов, редактор — консультант телеканала «Культура», аспирант ВГИКа, блестяще раскрыл тему «Аватар» как воплощение первобытной киномечты». А хозяин пространства Андрей Самонаев, руководитель Центра развития дизайна, директор магазина-кафе DesignBoom, показал «Как сделать Сретенку уникальной дизайнерской средой».
Оказалось, что после презентации, занимающей 6 минут 40 секунд, нужно ещё столько же времени отвечать на вопросы. И вопросы были, даже возник небольшой спор в обсуждении «Аватара». Три часа пролетели незаметно. Интересные темы, множество вопросов, музыкальная пауза от участника Печа-Кучи № 3 Дмитрия Мироненко и удивительная атмосфера искреннего интереса. Видимо, поэтому, когда официальная часть закончилась, никто не расходился. Завязывались новые знакомства, продолжались споры и обсуждения, зрители и участники обменивались телефонами и никами социальных сетей.

Подводя итог личного впечатления, могу сказать, что Печа-Куча — прекрасный способ интеллектуально провести время, расширить кругозор, завести новых знакомых. Но самое главное, что там можно не только найти единомышленников или поделиться любимым хобби, в таком формате не страшно вынести на первый суд свою самую необычную идею и получить так необходимую на начальном этапе поддержку.

А после вечеринки, уже не как участник, а как журналист «Частного корреспондента», я поговорила с одним из организаторов московской Печа-Кучи Катриной Меньшиковой.

— Как родилась идея организовать Печа-Кучу в Москве?
— Как и любое начинание — со встречи с друзьями. В один прекрасный день мы встретились с Женей Казачковым, который всегда в курсе каких-то интересных вещей, происходящих в мире, и Аней Гилёвой, с которой мы уже полгода при встречах обсуждали, что «хочется что-то новое» сделать. Обсудили идею, где и как её можно было бы воплотить в Москве, вышли на питерских товарищей, которые уже запустили ПК, через них на авторов и вот делаем.

Если серьёзней, то было ощущение нехватки чего-то в публичном пространстве Москвы. Какой-то хорошей, продуктивной тусовки, того, что называется edutainment. Формат Печа-Кучи идеально лёг на наше представление о том, как можно весело и по-умному проводить досуг.

— Как договариваетесь с площадками? Кто оплачивает расходы, если они есть?
— Какие-то текущие расходы, конечно, есть: распечатать афишу, купить воды, если на площадке нет своего бара. За это платим мы сами. Но Печа-Куча, на удивление, полностью некоммерческая история.

То же касается и площадок. Людям нравится идея, и они хотят быть к ней причастными. Проведение Печа-Кучи — сплошной бонус: в будний день площадка гарантированно получает больше сотни молодых, активных людей разных профессий и интересов, которые узнают про это место. Кроме того, они могут что-то купить, если есть бар или магазин. Так что за площадку мы не платим. Хотя если бы они платили за раскрутку, было бы неплохо (смеётся).

Мы проявили активность, только когда искали площадки первые два раза, а сейчас нас уже приглашают сами. Другое дело, что есть определённые требования по вместительности, расположению и так далее. Мы не можем провести мероприятие везде, куда нас зовут.

— Много ли подаётся заявок? Какие темы предлагаются? Есть ли какая-то внутренняя цензура у организаторов на темы или пока не было повода?
— Сложно вывести некие средние цифры. Сейчас мы видим увеличение количества участников и заявок почти в геометрической прогрессии после каждой Печа-Кучи. Например, четвёртую вечеринку мы собрали почти полностью из тех, кого не смогли включить в программу предыдущих встреч.

Темы приходят самые разные, чаще сформулированные не как готовые темы, а как обозначение сферы интересов человека. Например, получаем письмо: «Очень интересует такое понятие, как «талант», хочу поделиться своими соображениями по этому поводу». Начинаем разговаривать и доворачивать тему: почему это интересно, личная история, с этим связанная, что нового человек может сказать?

То есть мы не отвергаем тему, а вместе дорабатываем её до такой формулировки, в которой она будет максимально интересна другим людям. Возможно, когда поток заявок станет намного больше наших возможностей, мы подумаем о каких-то формальных признаках отбора тем и выступающих, но пока это индивидуальная работа с каждым проявившим интерес.

С необходимостью цензуры пока не сталкивались. Конечно, мы отсматриваем презентации перед публичным показом, но даже не знаю, что там должно быть, чтобы мы захотели это вырезать.

— Как вы думаете, Печа-Куча могла бы стать телевизионным проектом? Или она растеряет свою прелесть при попадании на ТВ?
— Честно говоря, мы не видим причин ни стремиться к появлению на ТВ, ни отказываться от такой возможности. Для нас важно сохранить формат и оставить за собой программную часть.

Нам уже сделали предложение о телеверсии Печа-Кучи. Посмотрим, как пойдут наши переговоры, ведь у каналов могут быть свои представления о том, как это должно быть.

— Почему Печа-Куча так интересна людям?
— Для участников это потрясающая возможность для… да, для всего! Рассказать о том, что тебя волнует, найти партнёров, клиентов, единомышленников, осмыслить что-то для себя, потренироваться в публичном выступлении.

Для зрителей я бы выделила в первую очередь расширение кругозора. В том смысле, что возникают очень неожиданные знакомства и сочетания: человек приходит рассказать о своём бизнесе, какие то его случайные фразы уточняет психолог, пришедший послушать своего коллегу, вопросы задаёт учёный, который на это смотрит вообще из другого мира, а после выступления подходит знакомиться дизайнер, которому было интересно сделать рекламу этого проекта.

Для этого мы и затеяли всё это. Каждому из нас есть чем заняться, но мы тратим своё время (а его, надо признать, уходит не так мало на подготовку Печа-Кучи), чтобы создать вот пространство и атмосферу, где люди, идеи и возможности могли бы найти друг друга.

Хочется, чтобы завязывались новые деловые знакомства, социальные проекты, создавались арт-объекты. И мы очень хотели бы получать обратную связь как от участников, так и от зрителей — что понравилось и почему. И, конечно же, что не понравилось и, как вы думаете, можно ли этого избежать.

Печа-Куча — это не вечеринка раз в месяц, это сообщество, от каждого члена которого зависит, как сделать его лучше.

Текст: Юлия Бурмистрова

Источник: Частный корреспондент