Современная французская литература

ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОЗА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

logo_de_la_republique_francaise Франция всегда по культурной части была «впереди планеты всей». Случались эпохи более яркие, менее яркие, но надолго Франция никогда никому лидерство не отдавала.

Сегодняшнему книжному буму во Франции предшествовал период довольно непростой, скажем так, кризисный. «Новый роман», некогда революционный, выродился в моду, литературу для литературы (это нив коем случае не касается его столпов и создателей: Клода Симона, Алена Роб-Грийе, Натали Саррот, Мишеля Бютора — писателей на все времена). И аудитория либо охладела к современной прозе, либо переключилась на чтиво.

Но примерно к середине 80-х годов все изменилось. Появилось новое поколение писателей, не желавшее мириться с монополией кинематографа на увлекательность. Молодые писатели предпочли вернуться к повествованию, к технике рассказа. Этот подход вовсе не предполагает, будто проза сводится к чистой фабуле — сплошь и рядом фабулу и отследить-то трудно, у того же Бегбедера например. Не идет речь и о реализме в традиционном смысле. Просто автор всегда повернут к событиям, к действию, а не к чистой описательности. К реальной жизни и к человеку.

Невозможно в двух словах обрисовать весь нынешний литературный пейзаж Франции, но хочется показать лучшее, что в нем есть. Французские писатели совершенно не похожи друг на друга. С одной стороны, например, Жан-Филипп Туссен, лидер направления, которое критики окрестили «минимализм» — за попытку достичь эмоционального эффекта минимальными средствами. С другой — безумный фантазер Венсан Равалек, работающий в ключе то «жестокого романса», то фэнтези, то антинаучной фантастики. Очень разные вещи пишет Виржини Депант — это и жесткая проза об изнанке жизни, и романы о счастливой любви.

Среди французских писателей есть те, кто уже причислен к классикам — или «почти классикам»: Ромен Гари, Хорхе Семпрун, Патрик Модиано, Мишель Уэльбек, вышеупомянутый Жан-Филипп Туссен. В нашей библиотеке они представлены в серии «Иллюминатор». Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер у нас представлены почти в полном объеме. Можно назвать еще много имен: Амели Нотомб, Мартен Паж, Жан-Кристоф Гранже, Кристиан Остер и др. В жанровых сериях есть тоже интересные имена. В «Лекарстве от скуки» и «Интеллектуальном бестселлере» представлены виртуозные мастера детектива : Себастьян Жапризо «Долгая помолвка», Анри Лёвенбрюк «Завещание веков», Жан-Кристоф Гранже «Пурпурные реки» и «Черная линия», Филипп Делелис «Последняя кантата», Морис Г. Дантек «Красная сирена», Жеральд Мессадье «А если это был Он?» и др. Представлены авторы, которые по-русски до последнего времени не выходили. Это Кристиан Остер и его романы «Домработница» и «Свидания», Лоранс Коссе с романом о гибели принцессы Дианы «31 августа», китаец Дай Сы-цзе (или Дэ Сижи), пишущий по-французски . Его роман «Комплекс Ди» про похождения странствующего психоаналитика в сегодняшнем Китае — это что-то вроде «Дон-Кихота» на обломках тоталитарного режима. Его же книга «Бальзак и портниха китаяночка» стала бестселлером.

Французская проза сегодня — это свежий взгляд на мир, а мир стремительно меняется. Ее тема — человек в сегодняшней действительности, которая норовит его, человека, зомбировать. Французы на редкость изобретательны — особенно в литературе — по части разных способов ускользнуть от механизации и коммерциализации жизни. Вспоминается сразу фигура Бегбедера.

«Французская линия» — это самые характерные и яркие образцы современной франкоязычной словесности. Среди молодых авторов можно назвать таких авторов, как Анна Гавальда «Просто вместе» и др., Мартен Паж «Как я стал идиотом», Н. Бисмют «Scrapbook« и др. Писателей, чье творчество порождает новые течения и формирует литературный пейзаж эпохи, в любые времена не так уж много. Мэтры французской литературы представлены такими именами как Маргерит Дюрас, Жорж Перек, Пьер Киньяр, Жан Эшноз, Раймон Кено.

Хочется отметить также таких интересных писателей как Антуан Блонден («Обезьяна зимой»), русская эмигрантка Ирен Немировски («Французская сюита»), Патрик Рамбо («Деревенский дурачок»), Эрик-Эманюэль Шмитт («Оскар и Розовая Дама», «Одетта» и др.), Жан-Пьер Милованофф («Орелин») и др.

Хочется, чтобы читатели ознакомились с творчеством мэтров французской словесности и представить новых для него авторов. Которые в своей стране уже давно стали национальной гордостью.

 gavalda худ.
Г123
Гавальда, Анна. 
35 кило надежды [Текст] : роман : пер. с фр. / А. Гавальда ; [пер. Н. Хотинская]. — М. : «ИД «Флюид» ; М. : FreeFly, 2008. — 120 с. : ил. — ISBN 978-5-98358-122-7 : 162.05 р.»35 кило надежды» — поэтичная притча о главном: о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности. О семье. О том, что мечты могут и должны сбываться. Надо только очень сильно захотеть. И очень сильно постараться.
Решая свои «детские» проблемы, тринадцатилетний герой ищет выход — и находит его, да так, что и взрослым есть чему у мальчишки поучиться.
 oster худ.
О-764
Остер, Кристиан.
Свидания
[Текст] : роман : пер. с фр. / К. Остер ; пер. И. Радченко. — М. : Иностранка, 2007. — 159 с. — (Иллюминатор : б-ка ж-ла «Иностр. лит.») (Современная классика мировой литературы). — ISBN 978-5-94145-456-3 : 100 р.»Свидания» — роман о любви, изящный и необычный. Герой, чьи отношения с женщинами и жизнью вообще строятся непросто, не решается поверить в реальность счастливой встречи и, чтобы не рисковать, пытается довольствоваться встречами воображаемыми. Он мысленно назначает свидания покинувшей его девушке, о чем предпочитает ей не сообщать, хотя сам является на них исправно. Из этих виртуальных встреч вырастает череда неожиданных и вполне реальных событий, о которых автор рассказывает с тонким мастерством, словно проецируя самые трудноуловимые эмоциональные перипетии на большой экран.
 coveler худ.
К565
Ковелер, Дидье ван.
Запредельная жизнь
[Текст] : роман : пер. с фр. / Д. ван Ковелер. — М. : АСТ ; М. : ВЗОИ, 2004. — 285 с. — (Bestseller). — ISBN 5-17-024145-3. — ISBN 5-9602-0369-3 : 40 р., 20 р.Это — «Запредельная жизнь». Умная и подчас откровенно забавная «хроника» послесмертного бытия души, наблюдающей за судьбою своего бренного тела в нашем бренном мире…
Описать романы ван Ковелера невозможно. Их надо читать!«Я умер в семь часов утра. Сейчас в окошке радиобудильника светится 8.28, а никто еще не знает об этом событии. Книга, над которой я заснул вчера вечером, захлопнулась, и мой палец остался в ней закладкой. … »
 blondin худ.
Б703
Блонден, Антуан (1922-1991).
Обезьяна зимой
[Текст] : роман : пер. с фр. / А. Блонден. — М. : Текст, 2006. — 190 с. — (Современная зарубежная проза) (Programme A. Pouchkine). — ISBN 5-7516-0571-3 : 137.17 р., 110  р.Впервые в России выходит книга замечательного писателя Антуана Блондена, имя которого в истории французской литературы стоит рядом с именами Селина и Эме.
Первое знакомство с творчеством Блондена (1922-1991) заполняет одно из самых крупных белых пятен в представлении русского читателя о французской литературе ХХ века.
«Обезьяна зимой» удостоен престижной премии «Энтералье», по нему снят знаменитый фильм с участием Жана Габена и Жана Поля Бельмондо.
Это книга о родстве душ, о тяжкой и безнадежной борьбе больной совести с больной волей, книга, полная хмельного вдохновения и похмельной тоски.
Одно из главных действующих лиц романа — вино, которое позволяет герою и его молодому приятелю испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы и одновременно порабощает их волю.
«Обезьяна зимой» — настоящий гимн дружбе, в котором читатель услышит мотивы, знакомые ему по книгам Ремарка и Хемингуэя.«Между моим домом и Академией — пять баров, вот почему мне никогда туда не попасть». Антуан Блонден
milovanoff худ.
М605
Милованофф, Жан-Пьер.
Орелин
[Текст] : роман : пер. с фр. / Ж.-П. Милованофф. — М. : Иностранка, 2002. — 256 с. — (Серия «Лекарство от скуки») (Programme A. Pouchkine). — ISBN 5-94145-090-7 : 100 р.
Все действующие лица романа вращаются вокруг его главной героини Орелин, как планеты, вокруг солнца, согреваемые исходящим от нее теплом, но для одного из них, талантливого джазового музыканта и поэта Максима, любовь к Орелин, зародившаяся в детстве, становится смыслом жизни и источником вдохновения
 raymond худ.
К355
Кено, Раймон.
Вдали от Рюэйля
[Текст] : пер. с фр. / Р. Кено ; [пер. В. Кислов]. — М. : «ИД «Флюид» ; М. : FreeFly, 2007. — 207 с. — (Французская линия). — ISBN 978-5-98358-160-9 : 373.18 р.
Жизнь-эпопея Жака Сердоболя происходит на грани яви и сновидения, в додумывании и придумывании (якобы) фиктивных историй, увиденных в кинематографе, которые заменяют главному герою (якобы) действительную историю его собственной жизни. Читатель, а по сути, зритель переходит от детских фантазий (ковбой, король, рыцарь, Папа Римский, главарь банды…) к юношеским грезам (спортсмен, бродячий актер, любовник…) и зрелым мечтаниям (статист в массовке, аскет, ученый-химик, путешественник…), а под конец оказывается в обществе стареньких родителей и их гипотетического внука, завороженно наблюдающего за экранными подвигами заморского киноактера, который чем-то очень похож на него самого…
 notomb худ.
Н853
Нотомб, Амели.
Биография голода
[Текст] ; Любовный саботаж : романы : пер. с фр. / А. Нотомб ; пер.: Н. Мавлевич, О. Чуракова. — М. : Иностранка, 2007. — 379[4] с. — (The best of Иностранка). — ISBN 978-5-94145-392-4 : 172.67 р.
Романы «Биография голода» и «Любовный саботаж» — автобиографические, если верить автору-персонажу, автору-оборотню, играющему с читателем, как кошка с мышкой.
В «Любовном саботаже» перед нами тоталитарный Китай времен «банды четырех», где Амели жила вместе с отцом, крупным бельгийским дипломатом. В «Биографии голода» страны мелькают, как на киноэкране: Япония, США, Бангладеш, Бирма, Лаос, Бельгия, опять же Китай. Амели здесь — сначала маленькая девочка, потом подросток, со всеми «девчачьими» переживаниями, любовью, обидами и страстью к экзотике, людям и языкам.
Политическая карта 70-80-х годов предстает перед читателем как на ладони, причем ярко раскрашенная и смешно разрисованная в ключе мастерски смоделированного — но как бы и не детского вовсе — восприятия непредсказуемой Амели.
 beigbeder худ.
Б371
Бегбедер, Фредерик.
Windows on the World
[Текст] : роман : пер. с фр. / Ф. Бегбедер ; пер. И. Стаф. — М. : Иностранка, 2006. — 430 с. — ISBN 5-94145-393-0 : 147.55 р.
Спустя год после теракта, уничтожившего Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, Фредерик Бегбедер мучительно ищет слова, способные выразить невыразимое — ужас реальности, которая превзошла самые мрачные голливудские фантазии, — и одновременно стремится понять, как могла произойти самая чудовищная катастрофа в истории Америки и как нам всем жить в том новом мире, что возник на планете после 11 сентября 2001 года.
 rambaud худ.
Р21
Рамбо, Патрик.
Деревенский дурачок
[Текст] : роман-вымысел : пер. с фр. / П. Рамбо ; пер. Е. Кожевникова. — М. : Текст, 2007. — 189 с. — (Первый ряд) (Современная зарубежная проза). — ISBN 978-5-7516-0624-8 : 140 р.
Роман о человеке, оказавшемся в прошлом. Из 1995 года герой неожиданно переносится в 1953-й. Многое так еще свежо в памяти, и все-таки сколько различий! И вот обычный француз конца XX века живет «двойной» жизнью… Это фантастика? Или психологический эксперимент? Автор, лауреат Гонкуровской премии Патрик Рамбо находит неожиданное решение, которое поможет его герою взглянуть на себя и на окружающий мир по-новому.
 toussent худ.
Т907
Туссен, Жан-Филипп.
Месье
[Текст] ; Любить : романы : пер. с фр. / Ж. Ф. Туссен ; пер. И. Радченко. — М. : Иностранка, 2006. — 175 с. — (Современная классика мировой литературы) (Иллюминатор ; 072). — ISBN 5-94145-367-1 : 115.50 р.
Аннотация: Французский писатель бельгийского происхождения, лидер литературного направления «новый ‘новый роман'». Литературное творчество Туссена есть, подобно фотографии, заведомо обреченная попытка зафиксировать вечно ускользающее мгновение. Его роман состоит их коротких фрагментов, разделенных пробелами, или паузами. В этих паузах между стоп-кадрами и течет то самое время, которое невозможно поймать. Это два текста о любви, где чувства персонажей находятся в постоянном разладе с поступками. Действие одного происходит в Париже, другого — в Токио. Герой первого, молодой застенчивый интеллектуал, вполне мог бы оказаться и повзрослевшим героем второго: в фокусе разные этапы его отношений с любимой женщиной и с миром. Хрупкое, вибрирующее от эмоционального накала авторское письмо открывает читателю больше, чем выражено собственно словами.
 ravalec худ.
Р139
Равалек, Венсан.
Ностальгия по черной магии
[Текст] : роман : пер. с фр. / В. Равалек. — М. : Иностранка, 2004. — 303 с. — (В иллюминаторе Франция) (Programme A. Pouchkine). — ISBN 5-94145-211-X : 110 р., 100 р.
Эта книга — последняя створка триптиха, озаглавленного «Перст Божий в белом небе». Цель Равалека — представить в трех романах свое видение конца века. В «Ностальгии по черной магии» мир исчезает в волнах, под собором Нотр-Дам возникают пещеры, под Эйфелевой башней живет гигантский спрут, а в тоннеле квартала Дефанс — единорог.«Вообразите, что сорок тысяч комнат прекраснейшего замка Франции — Шамбора, обители королей, история которого связана с самим Леонардо, стали последним прибежищем варваров, выживших в Апокалипсисе. Узор лепнины в виде саламандры превратился в медную машину для жертвоприношений и казней, нечто вроде карфагенского быка… На зеркалах Шамбора — мох, из которого растут боги-лилипуты — от Зевса до африканского божка. Художник выполняет татуировки по картинам Лувра, шедевры сюрреалистов оживают на коже варваров. В конце же приходят милые клоуны и герои комиксов и устраивают для варваров веселенькую смерть, радостное избавление от виртуальной жизни. Безумная одиссея главного героя — он же рассказчик — художника и мелкого мошенника, воображающего себя то новым Иосифом (одна из глав представляет собой несостоявшееся «бегство в Египет» святого семейства), то аватарой Зевса, то наследником Леонардо, — так вот, одиссея заканчивается спасительной инициацией-аутодафе».Венгерская Елена, газета «Книжная витрина»
 sy-czjo-2 худ.
С348
Сижи, Дэ. (Сы-цзе, Дай)
Бальзак и портниха китаяночка
[Текст] : роман : пер. с фр. / Д. Сижи. — СПб. : Кристалл, 2001. — 157 с. — (Новый стиль). — ISBN 5-306-00130-0 : 62 р.
...Сколько уже лет прошло со времени нашего перевоспитания, а у меня до сих пор в памяти с точностью до мельчайших подробностей впечатана эта картина: под безучастным взглядом красноклювого ворона Лю с корзиной на спине пробирается на четвереньках по тропке шириной сантиметров тридцать, не больше, по ту и по другую сторону которой глубокие пропасти. В этой ничем не примечательной, но прочной бамбуковой корзине лежит книжка Бальзака «Отец Горио», название которой по-китайски звучит «Старик Го». Он идет читать эту книгу Портнишечке, которая пока еще остается красивой, но необразованной горянкой…«Бальзак и портниха-китаяночка» (2000 г.) — первый роман Сы-цзе. Построенный на автобиографическом материале, он стал во Франции книгой года и награжден престижной международной премией «Club Med Literary Prize». Роман переведен на множество языков и положен в основу снятого самим автором фильма, получившего в Каннах приз в номинации «Особый взгляд».В центре романа — простая, трогательная, горькая, но в то же время оптимистическая история этаких китайских «детей Арбата»: двух друзей, отправленных в пору культурной революции, как и миллионы их сверстников, в предгорья Тибета на «перевоспитание беднейшим крестьянством». В этой глуши парням посчастливилось найти неслыханное, запретное богатство — чемодан с книгами. И какими! Гюго, Стендаль, Дюма, Флобер, Бодлер, Ромен Роллан, Руссо, Толстой, Гоголь, Достоевский, Диккенс, Киплинг и, конечно, Бальзак, который перевернет их жизнь.
 sy-czjo худ.
С957
Сы-цзе, Дай.
Комплекс Ди
[Текст] : роман : пер. с фр. / Д. Сы-цзе ; пер. Н. Мавлевич. — М. : Иностранка, 2005. — 351 с. — (В иллюминаторе Франция). — ISBN 5-94145-342-6 : 164 р.
«Комплекс Ди» — роман ироничный и пародийный. Имя Ди отсылает к известному персонажу, символизирующему скрещение Востока и Запада, легендарному судье Ди, считавшемуся эталоном мудрости, справедливости и неподкупности. А также к его художественному воплощению в произведениях знатока китайского секса ван Гулика, тень которого маячит за спиной главного героя.
 delelis худ.
Д292
Делелис, Филипп.
Последняя кантата
[Текст] : пер. с фр. / Ф. Делелис. — М. : АСТ ; М. : АСТ Москва ; М. : Транзиткнига, 2005. — 285 с. — (Интеллектуальный детектив) (The best mystery : детектив XXI века). — ISBN 5-17-032934-2. — ISBN 5-9713-0281-7. — ISBN 5-9578-2626-Х : 68.58 р.
В оригинальной партитуре «Музыкального приношения», созданного Бахом по заказу Фридриха Великого, содержится ошибка. Это — общепризнанный факт.
Но известно, что Бах скрупулезно правил свои партитуры…
Известно и то, что загадочная смерть постигла великих композиторов, занимавшихся исследованием этого произведения, — Моцарта и Веберна…
Студентка Парижской консерватории Летисия Форцца уверена — речь идет не об ошибке, но о тайне, зашифрованной в нотах и несущей смерть любому, кто попытается ее раскрыть.
И стоило Летисии заняться изучением загадочной партитуры, как близкие ей люди начали гибнуть один за другим…
 leclesio худ.
Л431
Леклезио, Жан-Мари Гюстав.
Диего и Фрида
[Текст] : роман : пер. с франц. / Ж. -М.Г. Леклезио ; пер. Н. Кулиш. — М. : КоЛибри, 2006. — 231 с. : вкл. л., ил. — (Жизнеописания). — ISBN 5-98720-015-6 : 174 р.
Первой встрече дерзкой девчонки со зрелым мастером — в послереволюционном Мехико 1923 года — суждено было изменить всю жизнь Диего, а Фриду превратить в культовую художницу ХХ века.
Эта книга – документальная биография. Автор, классик современной французской литературы Жан-Мари Леклезио, строго придерживался фактов, но история жизни и любви двух выдающихся художников ХХ века, Диего Риверы и Фриды Кало, — увлекательнее и драматичнее любого вымысла. Их привязанность друг к другу, несмотря на поразительное несходство характеров, их творчество, в котором они, каждый по-своему, вдохновлялись древней и самобытной культурой Мексики, исторические события, к которым они были причастны, — всё это никого не может оставить равнодушным.
 japriso худ.

Ж336

Жапризо, Cебастьян.
Долгая помолвка
[Текст] : роман : пер. с фр. / С. Жапризо. — М. ; СПб. : Лимбус-пресс, 2005. — 281[5] с. — ISBN 5-8370-0389-4 : 199.57 р.
Любовно-детективный роман от признанного короля жанра. Жених расстрелян по приговору военно-полевого суда? — но это еще не повод, чтобы прервать долгую, затянувшуюся на годы, помолвку. Матильда ищет Манеша — среди живых или мертвых.
 nemirovsky худ.

Н503

Немировски, Ирен (1903-1942).
Французская сюита
[Текст] : роман : пер. с фр. / И. Немировски ; пер.: Е. Кожевникова, М. Кожевникова. — М. : Текст, 2006. — 414 с. — (Programme A. Pouchkine). — ISBN 5-7516-0589-6 : 163.88 р., 163 р., 163.88 р.
Роман увидел свет в 2004 году и имел оглушительный успех. Он удостоен литературной премии Ренодо, что стало уникальным событием, поскольку эта премия, как и Нобелевская, дается только здравствующим авторам.
Жаркое лето 1940 года, во Францию вторглись немецкие войска. По дорогам войны под бомбами катится лавина отчаявшихся, насмерть перепуганных людей: брошенные любовниками кокотки, изнеженные буржуа, бедняки, калеки, старики, дети. В толпе беженцев сплавилось все — сострадание и подлость, мужество и страх, самоотверженность и жестокость. Как и всей Франции, городку Бюсси трудно смириться с тем, что он стал пристанищем для оккупантов…
Роман Ирен Немировски безжалостно обнажает психологию людей во время вражеской оккупации, воскрешает трагическую страницу французской истории.
 cosse худ.
К718
Коссе, Лоранс.
31 августа
[Текст] : роман : пер. с фр. / Л. Коссе ; пер. И. Зверева. — М. : Иностранка, 2006. — 203 с. — (За иллюминатором). — ISBN 5-94145-391-4 : 174 р.
«31 августа» – это фантастическая реконструкция событий, закончившихся смертью леди Ди. Волею случая на пути блистательной принцессы оказалась девчонка из парижского пригорода по имени Лу, владелица злосчастного «фиата», неожиданно оказавшаяся в центре интриги, что перевернула всю ее жизнь. Ее ищет вся французская полиция, вся мировая пресса. Судьба Дианы прочитывается в судьбе героини романа. Теперь от папарацци бежит она.
 turnie худ.
Т884
Турнье, Мишель.
Пятница, или Тихоокеанский лимб
[Текст] : роман : пер. с фр. / М. Турнье. — СПб. : Амфора, 1999. — 302 с. — (Новый век). — Из содерж.: Мишель Турнье / Ж. Делез. — ISBN 5-8301-0053-3 : 38 р.
В книге «Пятница, или Тихоокеанский лимб» (1967) Мишель Турнье обращается к сюжету, который обессмертил другого писателя — Даниеля Дефо. Однако пропущенный сквозь призму новейшей философии, этот сюжет не просто переворачивается, но превращается в своего рода литературный конструктор, из которого внимательный читатель сможет выстроить свою версию знаменитого романа.
 messadier худ.
М533
Мессадье, Жеральд.
А если это был Он?
[Текст] : роман : пер. с фр. / Ж. Мессадье. — М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2006. — 383 с. — (Интеллектуальный бестселлер). — ISBN 5-699-17822-8 : 191.27 р.
Он появляется в разных городах мира и проповедует отказ от насилия и поклонения золотому тельцу. Он излечивает больных и заставляет подпольных торговцев оружием отказаться от своего смертельного бизнеса. Он входит во всемирную паутину и с мониторов всех компьютеров в мире обвиняет Америку в алчности и цинизме. На него устраивают охоту спецслужбы, но пули не приносят ему вреда. Его считают мистификатором, террористом, но у многих возникает сомнение: а если это был Он? А если Он вернулся — через две тысячи лет?..
 dantec худ.
Д190
Дантек, Морис Г.
Красная сирена
[Текст] : роман : пер. с фр. / М.Г. Дантек. — М. : Иностранка, 2003. — 591 с. — (Programme A. Pouchkine) (Лекарство от скуки). — ISBN 5-94145-136-9 : 150 р.
Главной героине романа всего 12 лет, она необыкновенно умна и самостоятельна. К тому же эта девочка — богатая наследница. Она бежит — бежит из Амстердама, через всю Европу, к отцу, спасаясь от психопатки матери, чью страшную тайну она случайно узнала. Помочь Алисе спастись может только один человек — Хьюго Корнелиус Торп, начинающий писатель и борец за права угнетенных, привыкший воевать, умеющий убивать и не к чему не привязанный.

 

Виртуальную выставку подготовили:
ведущий библиотекарь абонемента художественной литературы Жигалкина Светлана Васильевна,
и.о. заведующей отделом компьютеризации Гудзенко Татьяна Александровна

Источник: Информационный портал научной библиотеки им. Е.И.Овсянкина

Северный (Арктический) федеральный университет

Добавить комментарий