Демонология как семиотическая система

In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Выпуск 3 / Отв. ред. и сост.: Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. — М.: «Индрик», 2014. — 464 с. ISBN 978-5-91674-310-4

inumbra3 Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней – играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека, отношения с которыми определяют многое в культурном «обиходе». Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр.

Альманах посвящен образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе.

Третий выпуск альманаха «In Umbra: Демонология как семиотическая система», выпущенный московским издательством «Индрик», включает статьи российских и зарубежных авторов, изучающих разные аспекты демонического в западноевропейской, славянской, исламской, еврейской культурах, в книжности, иконографии и фольклоре от Средневековья до наших дней.

Содержание альманаха:

Ведьмы, демоны, инквизиторы
О. И. Тогоева. Узнать врага в лицо. Иерархия ведьм и колдунов в «Демономании» Жана Бодена.
Г. В. Бакус. За три дня до смерти и много лет тому назад: История Агнессы и Анны, ведьм из Равенсбурга, в experientia Генриха Инститориса.
Г. С. Зеленина. «Вся Европа дрожит при упоминании его имени»: апокалиптический монстр, пожирающий сам себя.

«Инфернальный портрет» Cредневековья
А. Е. Махов. Средневековый дьяволpost mortem: трансформация визуальных маркеров демонического в «Иконологии» Чезаре Рипы.
Sara Kuehn. Escaping the “Jaws of Death”: Some Visual Conceptualisations in Late Medieval Islamic and Eastern Christian Art.
М. Р. Майзульс. Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть?

История — книжность — фольклор
О. Б. Христофорова. «Слово о ядении» преп. Нифонта в иконографии и устной традиции: трансформация образов видения и визионера.
С. Ю. Неклюдов. Фольклорный Разин: аспект демонологический.
А. В. Полонская. Демонический порец в литературе на идише.

От покойника к водяному: славянская демонология
В. А. Черванева. Как покойник «ходит»? Из наблюдений над лексикой физического восприятия в мифологическом тексте.
Л. Н. Виноградова. Оппозиция «единичный/ множественный» как один из идентифицирующих признаков мифологических персонажей.
Е. Е. Левкиевская. Что общего у русского водяного и польского topielnika? (Польская и русская мифологии в их взаимодействии с христианством).

«А то ещё был случай…»: былички и о быличках
В. В. Запорожец. «У меня тут бес под мышкой»: мифологические рассказы М. Гайдук (публикация).
Е. Е. Левкиевская. О некоторых мотивах карпатской мифологии (комментарии к быличкам М.К. Гайдук).
Д. И. Антонов. «Свидетель внутренний» и «свидетель внешний»: апеллятивная стратегия в быличке.