Ну как в кино

Весь вечер на арене – два брата-акробата Бордюр и Поребрик
Ольга Лукас. Поребрик наносит ответный удар. – СПб.: Комильфо, 2013. – 264 с.
Уже третья книга серии пользуется неизменным интересом и как бумажное издание, и как текст в Интернете. И это демонстрирует, что творческая концепция, придуманная писательницей Ольгой Лукас и художницей Натальей Поваляевой в книге «Поребрик из бордюрного камня. Сравнительное петербургомосквоведение» и развитая в «Новом поребрике из бордюрного камня», была крайне перспективной. К тому же она была очень грамотно развита. Третья книга – с одной стороны, продолжение двух предыдущих, с другой – нечто новое. Причем слово «сторона» используется не в переносном, а в прямом смысле. Перед нами книга-перевертыш – по сути, две книги. С одной стороны одна, с другой – вторая.
В названии книги совсем не случайно обыгрывается название «Пятого эпизода» сериала «Звездные войны» – «Империя наносит ответный удар». И дело не только в том, что Ольга Лукас – тезка режиссера и продюсера знаменитой космической саги Джорджа Лукаса. Осознанно или нет, но при развитии темы «бордюра и поребрика» были использованы технологии, давно отработанные в кинопроизводстве. Если открыть книгу с той стороны, где есть подзаголовок «Не кино», то читатель получает то, что кинематографисты называют «сиквел», то есть прямое продолжение прежнего повествования. Это «Поребрик-3» со всеми фирменными признаками прозы Ольги Лукас, как то: ирония, постмодернистские отсылки к расхожим стереотипам, неожиданный взгляд на известные вещи. «Если лень идти куда-то длинным, прямым, скучным маршрутом, можно всех обмануть и пойти коротким путем. Не факт, что удастся дойти, но, может быть, через сто лет о тебе сложат красивую историю и ты станешь своим среди таких легендарных личностей, как Одиссей, Колумб, Бильбо Бэггинс и Иван Сусанин».
С другой же стороны книги, там, где есть подзаголовок «Кино», читатель находит так называемый спин-офф. Так в кинематографе называется полноценная история о тех персонажах, которые в предыдущей картине были героями второго плана. Яркий пример: мультипликационная серия о сурикате Тимоне и кабане Пумпе, которые изначально появились как друзья львенка Симбы в полнометражной анимации «Король Лев». Спин-офф – это не прямое продолжение, а история «по касательной» к основной. Так и тут – мы видим вполне цельную и обособленную от основного свода текстов о «бордюре и поребрике» серию историй о том, как Москвич и Петербуржец снимают фильмы самых разных жанров и направлений. Начинается все, конечно, с экранизации классики. «Культовый московский режиссер держит в руках книгу. Произведение классика, да. Держит вверх ногами. «А я так вижу!» – поясняет культовый московский режиссер. Он не просто для красоты стоит с книгой и позирует перед фотокамерой. Он решил замахнуться на Наше Всё!»
Вот Ольга Лукас действительно замахнулась на всё. Тут есть фильм-катастрофа, и мелодрама, и ужастик, и детектив, комедия, и мюзикл, и детская сказка, и фэнтези, и авторское кино. И в каждой картине – старые и любимые знакомые Москвич и Петербуржец. В переносном смысле – Бордюр и Поребрик.

Весь вечер на арене – два брата-акробата Бордюр и Поребрик

Ольга Лукас. Поребрик наносит ответный удар. – СПб.: Комильфо, 2013. – 264 с.

porebrik-3 Уже третья книга серии пользуется неизменным интересом и как бумажное издание, и как текст в Интернете. И это демонстрирует, что творческая концепция, придуманная писательницей Ольгой Лукас и художницей Натальей Поваляевой в книге «Поребрик из бордюрного камня. Сравнительное петербургомосквоведение» и развитая в «Новом поребрике из бордюрного камня», была крайне перспективной. К тому же она была очень грамотно развита. Третья книга – с одной стороны, продолжение двух предыдущих, с другой – нечто новое. Причем слово «сторона» используется не в переносном, а в прямом смысле. Перед нами книга-перевертыш – по сути, две книги. С одной стороны одна, с другой – вторая.

В названии книги совсем не случайно обыгрывается название «Пятого эпизода» сериала «Звездные войны» – «Империя наносит ответный удар». И дело не только в том, что Ольга Лукас – тезка режиссера и продюсера знаменитой космической саги Джорджа Лукаса. Осознанно или нет, но при развитии темы «бордюра и поребрика» были использованы технологии, давно отработанные в кинопроизводстве. Если открыть книгу с той стороны, где есть подзаголовок «Не кино», то читатель получает то, что кинематографисты называют «сиквел», то есть прямое продолжение прежнего повествования. Это «Поребрик-3» со всеми фирменными признаками прозы Ольги Лукас, как то: ирония, постмодернистские отсылки к расхожим стереотипам, неожиданный взгляд на известные вещи. «Если лень идти куда-то длинным, прямым, скучным маршрутом, можно всех обмануть и пойти коротким путем. Не факт, что удастся дойти, но, может быть, через сто лет о тебе сложат красивую историю и ты станешь своим среди таких легендарных личностей, как Одиссей, Колумб, Бильбо Бэггинс и Иван Сусанин».

А я так вижу. Иллюстрация из книги
А я так вижу. Иллюстрация из книги

С другой же стороны книги, там, где есть подзаголовок «Кино», читатель находит так называемый спин-офф. Так в кинематографе называется полноценная история о тех персонажах, которые в предыдущей картине были героями второго плана. Яркий пример: мультипликационная серия о сурикате Тимоне и кабане Пумпе, которые изначально появились как друзья львенка Симбы в полнометражной анимации «Король Лев». Спин-офф – это не прямое продолжение, а история «по касательной» к основной. Так и тут – мы видим вполне цельную и обособленную от основного свода текстов о «бордюре и поребрике» серию историй о том, как Москвич и Петербуржец снимают фильмы самых разных жанров и направлений. Начинается все, конечно, с экранизации классики. «Культовый московский режиссер держит в руках книгу. Произведение классика, да. Держит вверх ногами. «А я так вижу!» – поясняет культовый московский режиссер. Он не просто для красоты стоит с книгой и позирует перед фотокамерой. Он решил замахнуться на Наше Всё!»

Вот Ольга Лукас действительно замахнулась на всё. Тут есть фильм-катастрофа, и мелодрама, и ужастик, и детектив, комедия, и мюзикл, и детская сказка, и фэнтези, и авторское кино. И в каждой картине – старые и любимые знакомые Москвич и Петербуржец. В переносном смысле – Бордюр и Поребрик.

Источник: НГ Ex Libris