Есть ложь, а есть статистика

Mail.Ru на третьем месте, но у «Рамблера» остаётся шанс побороться

Как стало известно, 15 сентября на рынке поисковых онлайн-запросов был преодолён психологический рубеж — 100 млн запросов к поиску «Яндекса» в день. И даже если лидер поискового рынка слегка округлил цифры в свою пользу, истина где-то рядом: если рубеж ещё и не был преодолён, то это вот-вот случится.

Данные о сотне миллионов запросов были впервые опубликованы в блоге «Яндекса» на сервисе микроблогов Twitter.com. «Крупные порталы стремятся захватить как можно больше поисковой аудитории», — говорится в юбилейном, трёхсотом выпуске профессиональной рассылки «Продвижение сайта. Профессиональные советы экспертов» компании «Ашманов и партнёры». Для этого поисковые системы договариваются с сайтами и сервисами, которым нужен поиск. Например, поиск на Mail.Ru и QIP.ru обеспечивает «Яндекс», а по MySpace — Google.

Лидерство поисковой машины «Яндекса» подтверждают и данные исследовательской компании comScore. В августе 2009 года «Яндекс» обработал 54,5% поисковых запросов в Рунете, Google — 34,5%, Mail.Ru — 7,4%, а «Рамблер» всего лишь 1,9%. Если сравнить эти результаты с данными измерений за февраль 2008 года, то будет видно, что доля «Яндекса» выросла на 7%, Google — на 3,3%, а «Рамблер» потерял почти 8% и, таким образом, прочно осел на четвёртом месте.

Стоит отметить, что данные comScore отличаются от статистики сервиса LiveInternet.Ru, на чьи данные традиционно ориентируются игроки Рунета. Согласно LiveInternet, в августе «Яндекс» занимал 57,2% поискового рынка Рунета, Google — 23%, Mail.Ru — 10,3%, «Рамблер» — 4,2%. Получается, что Google ещё далеко до трети рынка, а «Рамблер» находится ещё не на самом дне.

«Аудитория поиска на Mail.Ru растёт вследствие сочетания нескольких факторов. Главный из них — всё больше пользователей Mail.Ru понимают, что гораздо удобнее, когда поиск и почта находятся в одном месте, и проще найти необходимую информацию прямо здесь и сейчас, не открывая какие-то дополнительные сайты, — комментирует Олег Ильичёв, директор по продуктам Mail.Ru. — Пока что у нас наблюдается уверенный рост поисковой доли, и можно ожидать, что как минимум в обозримом будущем тенденция сохранится. Третье место — это очень хороший результат, но мы не собираемся снижать планку и будем стремиться к ещё большему».

Однако доверять comScore на 100% не стоит.

«Лично я не верю данным ComScore, — полагает управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов. — Эта панель, которая состоит из 20 тыс. тулбаров, похоже, сильно перекошена в сторону экспатов, то есть иностранцев, работающих в России. Видимо, она так распространялась — через представительства иностранных компаний. А у этой аудитории свои сетевые привычки. Я гораздо больше доверяю LiveInternet, данные которого больше похожи на правду и собираются долгие годы. А данным comScore можно будет доверять через два-три года, когда они отладят методику».

Тенденция, однако, всё равно налицо: «Яндекс» и Google увеличивают свои доли и основная конкурентная борьба происходит между ними, доля Mail.Ru более или менее стабильна, а поиск «Рамблера» всё меньше востребован. За счёт каких пользователей происходит переток аудитории поисковиков?

«Непонятно, кто у кого отгрызает аудиторию, и пока нет технологии, позволяющей это определить. В принципе LiveInternet мог бы что-то посчитать по cookies, перебегает ли аудитория от одного поисковика к другому. Но пока он этого не делает, и я не знаю, могут ли они это сделать технически. По графикам последних двух лет кажется, что Google рос ровно на столько, на сколько падал «Рамблер». В то же самое время рос поиск на Mail.Ru, но за счёт кого — неясно, — прокомментировал Игорь Ашманов и добавил: — Доля Google не растёт уже довольно давно.

Она сможет расти при выполнении двух условий: создания большего числа локальных сервисов (типа телепрограммы, карты пробок, торговой площадки) и больших вложений в маркетинг. Пока ни того ни другого по существу не делается. Мне кажется, что аудитория Google состоит из гиков и сейчас и Google подошёл к пределу этой аудитории. Но доказать это трудно. Аудитория «Яндекса» — самая разнообразная и широкая, и это вроде бы тоже очевидно, у лидера всегда так. А вот про аудиторию «Рамблера» я не понимаю. Кто там — неясно».

Google от комментариев отказался: «К сожалению, мы не сможем дать исчерпывающие ответы, так как мы не проводим собственных исследований рынка и всегда ориентируемся на данные третьих сторон, которые и так у вас уже есть».

Что касается «Рамблера», то у него по-прежнему есть шанс восстановить свою долю рынка. Летом компания закупила новое оборудование, оптимизировала алгоритмы поиска и наняла новых менеджеров. С этим согласен и Игорь Ашманов: «Вероятность того, что «Рамблер» может восстановить свою долю, есть. Для этого нужно обновить технологии, увеличить вложения в маркетинг и рекламу, новые проекты, партнёрства. В общем, стандартные бизнес-ходы, которые могут быть сделаны, если владельцы «Рамблера» дадут наконец отмашку инвестициям в маркетинг и технологии».

«Мы уважаем компанию «Рамблер» как одного из самых старых и опытных игроков российского рынка, но не хотели бы давать какие-либо прогнозы — никто не может с уверенностью сказать, что будет дальше», — говорит Олег Ильичёв, директор по продуктам Mail.Ru.

Качество сервисов играет очень важную роль при выборе того, каким поисковиком воспользоваться. Сервис, разработанный компанией «Ашманов и партнёры», — analyzethis.ru — показывает, что «Яндекс» и Google постоянно соперничают между собой за качество поиска. В течение 2009 года лидировал «Яндекс», последний месяц Google удаётся обойти соперника по ряду поисковых параметров.

Однако, задумываясь о будущем, не стоит забывать о том, что Mail.Ru разрабатывает свой поиск — GoGo.Ru, который в перспективе теоретически может заменить поисковую машину «Яндекса». Сегодня у GoGo — мизерная доля, близкая к 0%, однако качество его поиска вполне удовлетворительное, и не исключено, что расстановка сил, случись такое, может измениться.

«Мы постоянно работаем над GoGo.Ru — совершенствуем алгоритмы ранжирования, обкатываем новую функциональность, которая потом в той или иной форме появляется на «Поиск@Mail.Ru». Технологическое развитие проекта идёт постоянно. Сейчас у проекта уже есть своя постоянная аудитория, которая, быть может, не столь велика в масштабах рынка, но при этом очевидно, что даже небольшая доля на нём уже способна приносить неплохой доход».

Текст: Анастасия Алексеева
Источник: Частный корреспондент