Елена, это вы

Про премиальный хоровод и всякое такое

Шорт-листеры "Дебюта" – коллективный портрет молодой литературы 2012-го. Фото Марианны Власовой
Шорт-листеры "Дебюта" – коллективный портрет молодой литературы 2012-го. Фото Марианны Власовой

У нас сегодня несколько радостей. Радость первая. За последние три недели произошло вручение трех крупных литературных премий страны «Большая книга», «Букер» и «Дебют».

Радость вторая. «Дебют» уже второй год вручается по новым правилам: повысилась не только денежная сумма (1 млн. руб. для каждого лауреата), но и возраст участников – с 25 до 35 лет. Организаторы мотивировали это тем, что хотят привлечь к участию в конкурсе уже более или менее сформировавшихся авторов, имеющих за душой не только пару-тройку смелых по форме и содержанию рассказов, а материал на несколько книг. Которые потом можно будет продвигать на зарубежные книжные рынки. В этом году, кстати, была объявлена специальная награда для переводчиков с русского на китайский.

Радость третья. Победителями и финалистами в этом году стали авторы, многажды и всюду отмеченные. Короче, далеко не дебютанты, а в большинстве своем люди, известные тем, кто знаком с современным литературным процессом. Взять хотя бы лауреата в номинации «Эссеистика», частого автора «НГ-EL» прекрасную Елену Погорелую, много лет известную в качестве критика и редактора «Вопросов литературы». Она уже в четвертый раз входила в короткий список премии и совсем не верила в свою победу. Но мы-то в нее верили и болели только за нее. Уже когда на экране показывали видеоролики с участием шорт-листеров, вся мужская часть зала, как говорили после, подумала: «Что-то мудреное она говорит… Но ей можно было бы вообще ничего не говорить, так она хороша». Но жюри оценивало не внешний вид, а тексты, и писатель Виктор Ерофеев, раскрыв конверт с заветным именем, коротко сказал: «Елена, это вы». Она обошла в жесткой борьбе отличного и тоже весьма опытного критика Александра Чанцева – будем надеяться, что благодаря увеличению возрастного ценза у него будет возможность еще победить.

Или, допустим, лауреат в номинации «Драматургия» – всячески премированная Ксения Степанчева из Саратова (интервью с ней читайте в «НГ-EL» от 09.08.12), чьи пьесы давно идут в театрах страны, по чьему сценарию снят фильм Станислава Говорухина «В стиле Jazz». Ее соперник – Дмитрий Богославский, тоже победитель «Любимовки», «Евразии», «Премьеры. тхт» и других драматургических конкурсов, его пьесы ставятся в московском Театре Маяковского и на нескольких минских театральных площадках.

Среди поэтов победил Алексей Порвин (СПб.), хотя в шорт-листе были активные участники литературной жизни страны Виктор Иванив из Новосибирска, Владимир Беляев из Питера и Елена Горшкова из Рязани. За короткую прозу был награжден «певец пролетарской революции» Евгений Бабушкин с циклом «Зимняя сказка», а в номинации «Крупная проза» победил физик Илья Панкратов с повестью «Слонодёмия».

Однако у каждой медали есть две стороны. В номинации «Фантастика» реально за первое место боролись два уже давно признанных и известных в своем секторе литературы автора питерец Дмитрий Колодан и ростовчанин Владимир Данихнов. У каждого из них за плечами по 6–7 книг. У Колодана более десятка цеховых наград – от сетевого конкурса «Рваная грелка» до «Золотого Роскона». У Данихнова тоже две награды. Причем оба автора в разные годы были признаны лучшими фантастами-дебютантами Европы. Оба автора имеют своих поклонников. Оба произведения, выдвинутых на премию, изданы и были высоко оценены любителями фантастики и коллегами по цеху. Кстати, оба вышли в одном издательстве – «Снежный ком М». Растерявшееся жюри, по слухам, даже предлагало претендентам поделить награду – так трудно было выбрать лучшего. Но, как говорится, рыбалка есть рыбалка. Награду получил Дмитрий Колодан за повесть «Время Бармаглота». Видимо, предчувствуя такой расклад, Светлана Минакова, третья писательница, вошедшая в короткий список, даже не приехала из Вильнюса. Возникает вопрос: так ли хорошо, когда премию «Дебют» получает уже известный, признанный и благополучный автор, у которого уже много изданных книг? Ведь среди номинантов были писатели, для которых успех на премии стал бы судьбоносным, помог бы выпустить действительно дебютную книгу… Однако подобные мысли не омрачили общего праздника.

Надо сказать, что уходящий год и в целом обошелся без особых литературно-премиальных скандалов. Разве что главная премия «Большой книги» досталась не архимандриту Тихону (Шевкунову) с его православным бестселлером «Несвятые святые» и другие рассказы», а Даниилу Гранину с романом о войне «Мой лейтенант…». Ряд православных СМИ, конечно, выразили неудовольствие, плавно переходящее в возмущение, почему обделили Тихона. Но крыть особо было нечем. Да, тираж «Несвятых святых» куда больше, чем у «Лейтенанта», и в интернет-голосовании победил именно архимандрит. Зато 93-летний Гранин – литературный патриарх, фронтовик, автор всем известных романов «Иду на грозу», «Зубр» и др., и возражать против него в данном случае несколько, скажем так, некрасиво. Ибо должны быть, как говорил поэт, все-таки святыни в любой значительной стране и т.д. и т.п. Так что по сравнению с позапрошлогодним шквалом воплей по поводу присуждения «Русского Букера» Елене Колядиной все нынешние страсти – просто шепот и робкое дыханье.

Кстати, о «Русском Букере». После краткой кончины и благополучного реанимирования премия зажила тихо-благопристойно, назвав в 2012 году лауреатом Андрея Дмитриева с таким же благопристойным романом «Крестьянин и тинейджер». Правда, председатель жюри Самуил Лурье заметил, что «не было абсолютного победителя, не было идеального решения». Ну а когда и для кого решение бывает идеальным? Только для самого лауреата и его родных и близких. И еще Лурье посетовал, что наградили роман «с ужасным названием и нединамичным сюжетом». Но это тоже ничего: на лицо ужасные – добрые внутри. Куда чаще награждают вещи, где равно ужасны что форма, что содержание. А книга Дмитриева незадолго перед «Букером» получила еще и премию «Ясная Поляна» в номинации «Детство. Отрочество. Юность». Хотя совсем уж детско-юношеским чтением роман считать сложно, и с таким награждением примиряет разве что слово «тинейджер» в названии.

На «Ясной Поляне» тоже, кстати, случилось небольшое волнение, когда один из финалистов обвинил жюри, что премию отдали другому только из-за того, что первый, считавший себя фаворитом, не смог прибыть на церемонию награждения. На что председатель жюри Владимир Толстой отреагировал спокойно, заявив в СМИ: «Юрий Буйда действительно был одним из тех, кто претендовал на премию. Но решение принимается в последний день, в том числе исходя из наличия потенциальных лауреатов на церемонии. Мы хотели помочь ему приехать, но, поскольку он отказался… мы просто не могли рассматривать его в качестве победителя».

А в целом все шло естественным чередом. Писатели, ранее получавшие одни премии, становились лауреатами других или же награждались повторно. Серебряный призер одной из прошлых «Больших книг» Александр Терехов получил в этом году «Нацбест». Он же вышел в финал «Русского Букера». Занявший когда-то второе место на «Большой книге» первого сезона Александр Кабаков повторил свое достижение, снова взяв «большекнижное» «серебро» – правда, на этот раз в соавторстве с Евгением Поповым. Евгений Попов – уже сольно – стал шорт-листером «Букера». В «букеровский» финал вышла Марина Степнова, занявшая третье место в «Большой книге».

Так что писательский премиальный хоровод продолжается.

Но Елену Погорелую мы поздравляем персонально!

Текст: Алиса Ганиева, Ольга Рычкова, Андрей Щербак-Жуков

Источник: НГ Ex Libris