Михайло Ломоносов. Воин прогресса

8 (19) ноября 1711 года родился основатель Московского государственного университета

alarmo.ru
alarmo.ru

Главные свойства его характера — вечная неудовлетворённость и постоянная строптивость — не только стимулировали Ломоносова двигаться вперёд, к открытиям, но довольно часто создавали проблемы и неприятности на пути к просвещению.

Отношения России и прогресса всегда были непростыми. То и дело что-нибудь да заклинивало. Только кровь и розги да нечеловеческая воля пассионария заставляли в такие моменты понемногу, со скрипом вращаться застывшие шестерёнки прогресса. Пётр I за косы выволок Россию из сарафана, затянул её в немецкие кринолины и дал новое направление. Но Пётр умер, и прогресс снова увяз. На этот раз — в бессмысленных репрессиях и кутежах Анны Иоанновны.

Заново раскрутить остановившееся колесо выпало крестьянину из деревни Мишанинской Архангельской губернии.

Михайло Ломоносов родился 19 ноября 1711 года. Его отец был зажиточным крестьянином. Имел собственное парусное судно. Ходил в море на промысел и перевозил грузы. Сын помогал ему в работе с раннего детства.

В 19 лет Михайло бежит с обозом мороженой рыбы в Москву. Там он умудряется поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Учится, бедствует, питается только хлебом и квасом. А через пять лет его как одного из лучших учеников отправляют в университет при Петербургской академии наук. Затем следует обучение в Германии в городе Марбурге химии и металлургии. Но в конце концов Ломоносов ссорится с преподавателем. «Сего господина могут почитать идолом только те, которые коротко его не знают. Я же не хотел бы променять на него свои хотя и малые, но основательные знания и не вижу причины, почему мне его почитать своею путеводною звездою и единственным своим спасением. Самые обыкновенные процессы, о которых почти во всех химических книжках говорится, он держит в секрете и сообщает их неохотно…»

Здесь в наиболее строптивых своих проявлениях и обнаруживаются главные секреты ломоносовского характера. Черты, благодаря которым, возможно, он и делал свои главные открытия, добивался признания, которые позволяли ему быть настоящим продолжателем дела Петра. Вечная неудовлетворённость существующим положением вещей, постоянная устремлённость к лучшему — несмотря ни на что и вопреки всему.

Ломоносов пытается вернуться в Россию. Бежит из Марбурга. В одной из гостиниц знакомится с прусским офицером, вербующим солдат. Кутит с ним всю ночь. А наутро обнаруживает себя рекрутом прусской армии.

Ему удалось сбежать — перелезть через вал и переплыть ров. В российской Академии наук получают письмо с просьбой о помощи. Академия высылает сердитому молодому учёному вексель на 100 рублей, и тот возвращается в Петербург и приступает к работе.

Ломоносов умер в 54 года. Всего за 24 года своей работы он успел очень много. Стал первым российским учёным-естествоиспытателем. Провёл четыре тысячи опытов. Добился открытия Московского университета и создания при Академии наук химической лаборатории. Занимался химией, физикой. Первым дал физической химии определение. Создал молекулярно-кинетическую теорию тепла. Вывел одно из начал термодинамики. Заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, металлург, геолог, поэт, художник, историк.

Он собственноручно складывал мозаики. Разработал проект похода Сибирским океаном в Восточную Индию. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

Вот, для примера, его расписание: «…деланы пробы над присланными из академической канцелярии рудами. Сверх химической моей профессии давал наставления в поэзии студенту Николаю Павловскому»; «трудился в делании крашеных стёкол и в других химических опытах…»; «начал сочинять трагедию, которую именным е. и. в. указом сочинять поведено»; «чинил наблюдения электрической силы на воздухе с великою опасностью»; «диктовал студентам первые основания физической химии и читал по ним лекции»; «делал разные приуготовления и примечания к сочинению «Российской истории»; «делал физические опыты для определения градусов теплоты и стужи».

Но главные свойства его характера — вечная неудовлетворённость и постоянная строптивость — не только стимулировали Ломоносова двигаться вперёд, к открытиям, но довольно часто создавали проблемы и неприятности. На пути к просвещению он то и дело путался в немыслимых дрязгах с врагами, увязал в интригах канцелярии академии.

Впрочем, в то же время Ломоносов в совершенстве освоил техники манипулирования властными структурами, от которых зависело если не всё, то очень и очень многое. Главным инструментом здесь был для него поэтический талант. Внимания к науке со стороны императорской власти он добивался с помощью хвалебных од их величествам. Например, ко дню рождения малолетнего императора Иоанна VI Антоновича, 12 августа 1741 года, Ломоносов написал оду, в которой рассказывает, как «веселящаяся Россия» лобзает очи, ручки и ножки императора. А вскоре после 23 августа, дня победы над шведами под Вильманстрандом, пишет хвалебное стихотворение «Первые трофеи Его Величества Иоанна VI». В 1748-м создал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей и навсегда заручился поддержкой императрицы.

Ломоносов написал только одно двусмысленное произведение — «Гимн бороде». Сатиру на старообрядцев. Это вызвало страшное озлобление духовенства. Ломоносова стали травить. Литературный конкурент Ломоносова Тредиаковский обвинил его в подрывах основ российского государства.

Академия наук, где Ломоносов проработал всю жизнь, поначалу была довольно жалким и бедным заведением. В члены академии избирались совершенно посторонние люди, имевшие благосклонность императорского двора. Кто-то бойко писал стихи на иллюминации и фейерверки. Новых академиков выбирали из числа людей, очень далёких от науки. Бедность академии дошла до того, что её глава Шумахер выпросил железо, якобы необходимое для академических построек, и продал его в частные руки. Ученики гимназии при академии весьма часто совсем не являлись на занятия. Бывали дни, когда в ней находили одного-двух воспитанников. Учёных и студентов выписывали из-за границы. При открытии академии было вывезено из Германии восемь студентов, из которых впоследствии четверо сделались академиками. Отсутствие слушателей заставляло профессоров волей-неволей читать лекции друг другу. Профессора ходили на лекции товарищей из любопытства и для вида.

Ломоносову постоянно задерживали жалованье, и ему всё время приходилось влезать в долги.

Это учреждение было одним из главных столпов просвещения в Российской империи.

Так вот, Ломоносову удалось, можно сказать, невероятное. Он практически создал академию заново. Правда, методы, которыми ему пришлось для этого воспользоваться, были далеки от просвещённых…

С восшествием на престол императрицы Елизаветы в академии началась натуральная травля немецких профессоров. Молодой Ломоносов принимал в ней участие каким-то нелепым и мужицким способом. Учёный дрался и бранился. Устроил побоище в квартире академического садовника Штурма. Переводчик и академический бухгалтер были биты «до полусмерти». Ломоносов врывался в зал академических заседаний, обзывал профессоров мошенниками и жуликами.

В конце концов разбушевавшегося народного гения арестовали. И он провёл несколько месяцев в тюрьме.

Своим талантом, часто граничившим с какой-то припадочной дикостью, Ломоносов нажил себе множество врагов. С возрастом его постоянная строптивость приняла формы затяжных бюрократических переписок. «Того ради ваше высокографского сиятельства, милостивого государя, слёзно прошу окончить известное академическое несчастье и вашей особе нарекание, то есть отдать оного Тауберта под следствие, где надлежит…» — писал Ломоносов.

С приходом на престол Екатерины II Ломоносов получил отставку из академии. Потом был восстановлен. И императрица даже навестила умирающего учёного.

Наследник престола и будущий император юный Павел так отреагировал на смерть главного российского учёного: «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал…»

Но после смерти Ломоносова колесо прогресса не остановилось. Во многом благодаря его трудам. Оно покатилось дальше. Лениво, тяжело, со скрипом, остановками и бесконечными препятствиями, но продолжило своё движение.

Текст: Наталья Нехлебова
Источник: Частный корреспондент