Сергей Соловьев: советы режиссерам

Сергей Соловьев в интервью журналу «Афиша» рассказал о том, что фильмы надо снимать для себя, а «жену найти проще, чем хорошего оператора»

Сергей Соловьев, newsland.ru
Сергей Соловьев, newsland.ru

Режиссер должен знать жизнь. И быть насмотрен. Я, как говорил Трюффо, синематечная мышь. И студентам поэтому перво-наперво показываю кино. Знание жизни и насмотренность — все остальное по ходу дела.

Для режиссера уметь фотографировать — все равно что для литератора владеть словом
. Хороший роман не может быть плохо написан, хороший фильм всегда хорошо снят. Потому что в конечном итоге все — и актер, и драматургия — либо будет изобразительно выражено на экране, либо — нет.

Оператор должен принадлежать тебе, ну вроде как женщина. Я три раза был женат и скажу прямо: жену найти значительно проще, чем опера­тора. А расставаться с ним — намного сложнее.

Самый кайф — в одном пространстве совместить профессиональных актеров и непрофессионалов. Профессионалы — понахальнее, приходят на площадку и уверенно себя чувствуют, знают, куда и зачем камера поехала. Непрофессионал этого ничего не понимает, но приносит чего-то такое, чего у профессионала нет. И они учатся друг у друга. Например, грандиозная совершенно в «Анне Карениной» была история — Таня Друбич снималась с Олегом Ивановичем Янковским. Он приходил на площадку, даже когда его сцены заканчивались: пойдет поест и вернется. «Зачем?» — спрашиваю его. «Мне интересно посмотреть, как события развиваются, что с Анной будет». Согласитесь, для профессионала ответ нелепый. А Таня все съемки преданным взглядом смотрела — не на меня, на Олега.

Никакой логики у монтажа нет. Монтаж — это музыкальное сочинение. Это не я придумал, это Трюффо где-то кому-то сказал. Эйзенштейн, конечно, был вполне гениальный чувак, который ловил свой личный кайф от любых собственных теоретических построений. Кто от чего ловит кайф: кто от романа с актрисой, кто от процесса съемочного, а этот ловил кайф от того, что при­ходил на площадку, и по поводу всего мечтал ­написать фундаментальное исследование.

На сегодняшний день для нашего кино одна из самых больших зловредностей — это так на­зываемый профессионализм. Для русского кино понятие «любитель» — основополагающее. Все главные русские режиссеры были любителями — возьмите Калатозова, Балабанова, да кого хотите. Все это любительское кино. Что такое тот же Балабанов, допустим? Это прежде всего «вне всяких правил». А когда по правилам, когда какие-то райтеры пишут, маркетологи считают, пиарщики пиарят, и это все по каким-то темным схемам и придурочным графикам высчитывается, то ­непременно получается говно. Всякое «коллективное бессознательное» — это говно. Бессознательное хорошо тогда, когда оно индивидуально.

Фильмы нельзя снимать ни для кого, кроме как для себя. А потом уже они могут иметь разную судьбу. Чтобы тот же Гайдай рассчитывал свои фильмы для зрителей — да никогда! Он мне однажды сказал гениальную фразу. Мы с ним в каком-то мрачном углу курили, он вдруг вздохнул и сказал: «Ты бы знал, как надоело быть Петрушкой. Как Гайдай — так непременно с кого-то штаны спадают. А как хотелось бы снять тонкую психологическую драму. Что-нибудь, знаешь, такое, в духе Антониони». Я уполз от него на карачках. От хохота.

Правил никаких нет, есть только ты сам и музыка. Или, как говорил Рюноскэ Акутагава: «Никаких принципов у меня нет. Есть только нервы».

СПРАВКА

Серге́й Алекса́ндрович Соловьёв (25 августа 1944, Кемь, Карелия) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, народный артист России (1993).

Родился в городе Кемь Карело-Финской ССР в семье военного. Его отец — Соловьёв Александр Дмитриевич (1905—1956) был начальником отдела «Смерш» Карельского фронта.

В 14 лет играл в спектакле «Дали неоглядные» по пьесе Н. Е. Вирты в БДТ. На роль мальчика юного Серёжу пригласил Игорь Владимиров (работавший в то время режиссёром-стажёром в БДТ и поставивший спектакль совместно с режиссёром Р. А. Сиротой), встретив случайно на Невском проспекте. Премьера состоялась 15 ноября 1958 года.

В 1960—1962 годах работал на ленинградском телевидении в качестве рабочего.

Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера).

В 1969 году начал работать на «Мосфильме», дебютировав как режиссёр в том же году двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье».

Член жюри Венецианского кинофестиваля в 1981 и 1987 годах.

Фильм «Асса» (1987) стал одним из основных событий в культурной жизни СССР времен перестройки, и началом трилогии, продолженной фильмами «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звёздным небом» (1991).

Фильм «Асса» стал «культовым» для советского рок-движения, благодаря использованию в звуковой дорожке композиций групп «Аквариум», «Кино», «Браво» и участию в фильме Виктора Цоя.

Был женат на Екатерине Васильевой, Марианне Кушнеровой, Татьяне Друбич (разведены в 1989 году).

Преподаёт во ВГИКе на режиссёрском факультете.

Фильмография

1969 — Семейное счастье (новеллы «От нечего делать» и «Предложение»).
1971 — Егор Булычов и другие
1972 — Станционный смотритель
1975 — Сто дней после детства
1976 — Мелодии белой ночи
1980 — Спасатель
1982 — Наследница по прямой
1982 — Избранные
1986 — Чужая Белая и Рябой
1987 — Асса
1989 — Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви
1991 — Дом под звёздным небом
1994 — Три сестры
2000 — Нежный возраст
2004 — О любви
2009 — Анна Каренина
2007 — 2-Асса-2
2011 — Одноклассники

Литература

Выпустил три тома своих воспоминаний

Том 1 «Начало. То да сё…»
Том 2 «Ничего что я куру»
Том 3 «Слово за слово»
Сборник собственных сценариев «2-INFERNO-2».

Источники: litsnab.ru, Афиша, ru.wikipedia.org