Электронной литературе осталось сделать всего несколько шагов, чтобы похоронить бумажные книги.
Еще в прошлом году человек с электронной книгой в руках был редким зрелищем. В этом году ситуация кардинально изменилась — в каждом вагоне по три-четыре человека минимум. Мое субъективное мнение о том, что электронные книги превратились в серьезный тренд, оказывающий непосредственное влияние на бизнес-процессы в издательском деле, подтвердила и Франкфуртская книжная ярмарка 2009 года. На ней около 60 процентов экспонатов имело отношение к электронным книгам и распространению текстов в электронной форме. Кстати, это немаловажный момент: если говорить о рынке электронных книг, а точнее, текстов, то стоит иметь в виду, что в это понятие входят и непосредственно устройства для чтения, и сервисы по торговле электронными книгами в виде файлов, и сервисы «печати по требованию».
Как замечает писатель Олег Дивов, «на рынке печатной продукции книги — товар вторичный. 40 процентов россиян вообще книг не читают. Зато мы потребляем килотонны периодики. И революция случится, когда в электронную форму уйдут газеты и журналы. Они уже потянут за собой книги».
По словам генерального директора издательства «Эксмо» Олега Новикова, «на сегодняшний день электронные книги — не более чем модный тренд: в объеме бизнеса России их продажи составляют менее 0,1 процента. На развитых рынках эта цифра пока не превышала 2-3».
В России этот рынок только зарождается и на сегодняшний день ассоциируется в основном со странноватым невнятным проектом Litres.ru и его партнерскими сайтами, пользоваться которыми невозможно из-за дикой перегруженности всплывающими окнами и прочей сомнительной рекламой. Но и в мире объемы этого рынка невелики, хотя перспективность его понимают и издатели, и авторы, и читатели. Дело в том, что изменение формы потребления текстов неизбежно приведет к изменению бизнес-процессов. И хотя пока этот вид распространения контента остается нишевым, его перспективы очевидны.
«Завораживающие перспективы иллюстрирования художественных текстов — целый новый вид искусства, вероятно, возникнет, совершенно новые художники-режиссеры, создатели движущихся иллюстраций. Широкие возможности использования электронных текстов для рекламы, это, безусловно, поможет удешевить процесс издания», — говорит писатель Борис Стругацкий.
Значительные экономические выгоды видит в активном использовании электронных текстов и руководитель отраслевых решений и маркетинга компании «Xerox Россия» Валерий Кузьмич, который считает, что «при существующей модели книжного рынка в дистрибьюторской торговой цепочке оседает половина стоимости книги. Издатели думают, как не оставлять деньги в цепочке, а напрямую общаться с потенциальными заказчиками».
Увы, пока распространение электронных текстов в нашей стране сдерживается низким уровнем проникновения Интернета, а именно Сеть является основным средством доставки «цифрового чтения» к читателю, но и здесь начинают происходить подвижки.
Основными подводными камнями участники рынка считают даже не пиратство, а отсутствие недорогих и удобных устройств для чтения электронных книг. По словам директора по развитию интернет-бизнеса компании Softline Романа Агафонова, «сейчас на рынке недостает «читалок» с цветным дисплеем».
Есть и еще один фактор, влияющий на рост популярности электронного чтения. Дело в том, что сейчас только подрастает поколение, привыкшее читать с экрана. Тем, для кого электронная книга привычнее бумажной, сейчас по 10-12 лет, а старшее поколение, как у нас, так и на Западе, все еще воспринимает книгу именно как совокупность тактильных ощущений и текста. Для того чтобы завоевать сердца этих потребителей, производителям придется постараться и сделать электронную книгу максимально похожей на бумажную, а для того чтобы их восприняла молодежь — максимально мультимедийной. Стоит ли ждать резких изменений в издательском деле в ближайшие пять лет? Наверное, все же нет. Но то, что доля электронных текстов будет расти высокими темпами, несомненно, так что наблюдать за новинками в этой области надо достаточно пристально. И не только потому, что именно в сфере электронных текстов будут появляться интересные модели гаджетов, но и потому, что здесь наверняка появятся и новые интересные писатели.
Текст: Максим Макаренков
Источник: Итоги, «Перезагрузка слов»