Ночь на Ивана Купалу

// Reuters
// Reuters

Прыгаем через костёр, ищем клады и бережёмся от чертей

Иван Купала, или Иванов день, — один из главных языческих русских праздников, который отмечали в день летнего солнцестояния. С принятием в Киевской Руси христианства, к этому дню был приурочен христианский праздник Иоанна Крестителя, и датой празднования стало 24 июня.
Название праздника «Иван Купала» — результат совмещения дня Иоанна Крестителя и праздника, посвящённого древнему языческому богу плодородия Купале. С его именем связана любовная легенда. Разлучённый в детстве со своей родной сестрой, Купала, не зная о том, что это его родственница, женился на ней. Закончилось всё трагически: оба утопились. Отсюда и эротический характер праздника: в этот день допускалась свободная любовь, в обычные дни считавшаяся неприемлемой. Обычай этот пережил множество попыток его искоренить — вспомним хотя бы новеллу о ночи на Ивана Купалу и гонениях на язычников в фильме «Андрей Рублёв». Этот праздник был наполнен для жителя Древней Руси огромным смыслом и, как следствие, включал в себя множество обрядов, песен, приговоров, примет, гаданий, легенд и поверий. В первую очередь это было время различных очистительных и охранительных обрядов. Считалось, что в это время года, перед завязыванием плодов, злые духи могли сильно навредить не только самим людям, но и будущему урожаю, поэтому и совершались специальные обряды, в которых использовали очистительные свойства двух стихий — огня и воды.
Огонь
В древности славяне связывали этот праздник с богом солнца — ведь он приходится на день летнего солнцестояния («солнцеворота»). Наверное, главная особенность купальской ночи — костры. Их разжигали из жертвенных трав, сопровождая песнями, хороводами и играми. Через костры прыгали — это должно было избавить от разных бед, болезней и дурного глаза.
Дым от костров отгонял тёмные силы от деревень и полей. В некоторых местах через огонь прогоняли скотину для защиты её от мора. Матери сжигали в этих кострах рубашки больных детей, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. С огнём связно и множество поверий — например, кто выше прыгнет через костёр, тот будет счастливее и у того хлеб вырастет выше. По прыжку предсказывали будущее счастье или несчастье, ранний или поздний брак. Парни и девушки прыгали вдвоём, взявшись за руки. Если во время прыжка их руки не разъединялись, то считалось, что они поженятся. И горе тому, кто падал в костёр, — ему было не только больно, но и в будущем, согласно поверью, его ждало большое несчастье. На огне проводили и ритуальное сжигание ведьм — чучел, сделанных из глины или соломы (иногда их также топили, выбрасывали под мост или в канаву, забивали камнями или разрывали на части).
Вода
Само слово «Купала» подразумевает купание. И Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Говорили, что вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце, хотя в некоторых областях крестьяне считали купание опасным именно потому, что в этот день именинник — сам водяной, который не любит, когда его тревожат, и мстит купальщикам тем, что топит их. В эту ночь и открывали «купальный сезон» (считалось, что до Купалы вода холодная). Особенной на Купалу считалась и роса. Говорили, что она помогает от угрей и прыщей, а если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. Для сбора росы по траве проволакивали чистую простынь, которую потом отжимали. Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного.
Нечисть
Считалось, что в эту ночь нельзя спать, так как становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие, и если потерять бдительность и заснуть, то они могут одолеть человека. Примечательно, что после целой ночи празднований никто не уставал — и не только потому, что это самая короткая ночь в году, а потому, что она прибавляла силы. В старину после праздника отправлялись сразу на покос.
Травы
Другое имя Ивана Купалы — Иван Травник. В этот день распускаются все чудодейственные и целебные травы. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают. Ими окуривают больных, используют от сглаза, их бросают в печь, чтобы уберечь дом от удара молнии.
С самого утра девушки обычно собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву) для всех участников праздника. Даже папоротник якобы расцветает в ночь на Иванов день, всего на несколько минут в полночь (и это несмотря на заявления современных учёных о том, что папоротник не цветёт). По народному поверью, человек, которому удалось добыть цветок папоротника, получает знание о прошлом и будущем. С ним также связаны предания о кладах — найдя его, можно увидеть все клады, как бы глубоко в земле они ни были зарыты. Кроме папоротника, символ праздника — сине-жёлтый цветок иван-да-марья. Легенда гласит, что именно в него превратились поженившиеся брат и сестра, не знавшие о своём родстве, — Иван Купала и Марена (или Марья). Считают, что Купала (жёлтый цвет) олицетворяет огонь, Марья (синий цвет) — воду. Если цветы иван-да-марьи вложить в углы избы, то вор к дому не подойдёт: брат с сестрой (жёлтый и синий цвета растения) будут разговаривать, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
Любовные поверья
Чтобы узнать своего суженого, вовсе не обязательно прыгать через костёр. Одиноким девушкам в полночь на Ивана Купалу можно трижды обежать вокруг ржаного поля — и лучше, если в обнажённом виде. Считается, что, пока девушка бегает, возлюбленный видит её во сне, а наутро понимает, что она и есть его судьба. (О том, что делать, если твой возлюбленный также в эту ночь не спит, как и полагается по традиции, и потому никаких снов видеть не может, традиция умалчивает…) Девушки плели венки, бросали их в реку и гадали: если венок потонет — значит, возлюбленный разлюбил или грядёт скорая разлука с ним; поплывёт — значит, девушка скоро выйдет замуж; венок вернётся к берегу — девушка останется незамужней. А в полночь нужно было не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав, — если да, то в этом году выйдешь замуж.

Иван Купала, или Иванов день, — один из главных языческих русских праздников, который отмечали в день летнего солнцестояния. С принятием в Киевской Руси христианства, к этому дню был приурочен христианский праздник Иоанна Крестителя, и датой празднования стало 24 июня.

Название праздника «Иван Купала» — результат совмещения дня Иоанна Крестителя и праздника, посвящённого древнему языческому богу плодородия Купале. С его именем связана любовная легенда. Разлучённый в детстве со своей родной сестрой, Купала, не зная о том, что это его родственница, женился на ней. Закончилось всё трагически: оба утопились. Отсюда и эротический характер праздника: в этот день допускалась свободная любовь, в обычные дни считавшаяся неприемлемой. Обычай этот пережил множество попыток его искоренить — вспомним хотя бы новеллу о ночи на Ивана Купалу и гонениях на язычников в фильме «Андрей Рублёв». Этот праздник был наполнен для жителя Древней Руси огромным смыслом и, как следствие, включал в себя множество обрядов, песен, приговоров, примет, гаданий, легенд и поверий. В первую очередь это было время различных очистительных и охранительных обрядов. Считалось, что в это время года, перед завязыванием плодов, злые духи могли сильно навредить не только самим людям, но и будущему урожаю, поэтому и совершались специальные обряды, в которых использовали очистительные свойства двух стихий — огня и воды.

Огонь

В древности славяне связывали этот праздник с богом солнца — ведь он приходится на день летнего солнцестояния («солнцеворота»). Наверное, главная особенность купальской ночи — костры. Их разжигали из жертвенных трав, сопровождая песнями, хороводами и играми. Через костры прыгали — это должно было избавить от разных бед, болезней и дурного глаза.

Дым от костров отгонял тёмные силы от деревень и полей. В некоторых местах через огонь прогоняли скотину для защиты её от мора. Матери сжигали в этих кострах рубашки больных детей, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. С огнём связно и множество поверий — например, кто выше прыгнет через костёр, тот будет счастливее и у того хлеб вырастет выше. По прыжку предсказывали будущее счастье или несчастье, ранний или поздний брак. Парни и девушки прыгали вдвоём, взявшись за руки. Если во время прыжка их руки не разъединялись, то считалось, что они поженятся. И горе тому, кто падал в костёр, — ему было не только больно, но и в будущем, согласно поверью, его ждало большое несчастье. На огне проводили и ритуальное сжигание ведьм — чучел, сделанных из глины или соломы (иногда их также топили, выбрасывали под мост или в канаву, забивали камнями или разрывали на части).

Вода

Само слово «Купала» подразумевает купание. И Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Говорили, что вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце, хотя в некоторых областях крестьяне считали купание опасным именно потому, что в этот день именинник — сам водяной, который не любит, когда его тревожат, и мстит купальщикам тем, что топит их. В эту ночь и открывали «купальный сезон» (считалось, что до Купалы вода холодная). Особенной на Купалу считалась и роса. Говорили, что она помогает от угрей и прыщей, а если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. Для сбора росы по траве проволакивали чистую простынь, которую потом отжимали. Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного.

Нечисть

Считалось, что в эту ночь нельзя спать, так как становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие, и если потерять бдительность и заснуть, то они могут одолеть человека. Примечательно, что после целой ночи празднований никто не уставал — и не только потому, что это самая короткая ночь в году, а потому, что она прибавляла силы. В старину после праздника отправлялись сразу на покос.

Травы

Другое имя Ивана Купалы — Иван Травник. В этот день распускаются все чудодейственные и целебные травы. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают. Ими окуривают больных, используют от сглаза, их бросают в печь, чтобы уберечь дом от удара молнии.

С самого утра девушки обычно собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву) для всех участников праздника. Даже папоротник якобы расцветает в ночь на Иванов день, всего на несколько минут в полночь (и это несмотря на заявления современных учёных о том, что папоротник не цветёт). По народному поверью, человек, которому удалось добыть цветок папоротника, получает знание о прошлом и будущем. С ним также связаны предания о кладах — найдя его, можно увидеть все клады, как бы глубоко в земле они ни были зарыты. Кроме папоротника, символ праздника — сине-жёлтый цветок иван-да-марья. Легенда гласит, что именно в него превратились поженившиеся брат и сестра, не знавшие о своём родстве, — Иван Купала и Марена (или Марья). Считают, что Купала (жёлтый цвет) олицетворяет огонь, Марья (синий цвет) — воду. Если цветы иван-да-марьи вложить в углы избы, то вор к дому не подойдёт: брат с сестрой (жёлтый и синий цвета растения) будут разговаривать, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Любовные поверья

Чтобы узнать своего суженого, вовсе не обязательно прыгать через костёр. Одиноким девушкам в полночь на Ивана Купалу можно трижды обежать вокруг ржаного поля — и лучше, если в обнажённом виде. Считается, что, пока девушка бегает, возлюбленный видит её во сне, а наутро понимает, что она и есть его судьба. (О том, что делать, если твой возлюбленный также в эту ночь не спит, как и полагается по традиции, и потому никаких снов видеть не может, традиция умалчивает…) Девушки плели венки, бросали их в реку и гадали: если венок потонет — значит, возлюбленный разлюбил или грядёт скорая разлука с ним; поплывёт — значит, девушка скоро выйдет замуж; венок вернётся к берегу — девушка останется незамужней. А в полночь нужно было не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав, — если да, то в этом году выйдешь замуж.

Текст: Мария Русакова

Источник: Частный корреспондент