Бумажного дела люди

Если корысть в книжном деле и исключает качество, то чистый энтузиазм его тоже вовсе не гарантирует, убедилась Варвара Бабицкая

Давным-давно, на заре моей профессиональной деятельности, я решила из любопытства поискать тезок на просторах русского интернета. Нашлось одно упоминание — в истории УП «Бумажная фабрика» Гознака за 1905 год: «…Бумажного дела люди получали: рабочий бумажной машины Иероним Сидоренко — 2 руб. 39 коп., сортировщица Варвара Бабицкая — 0,53 руб., <…> рабочий при бумагорезке Федор Коновалов — 0,29 руб. (средний заработок в день)». Меня очаровала формулировка «бумажного дела люди»: если прочитать ее метафорически, то я как раз и собиралась стать «сортировщицей» — так же, как «рабочего бумажной машины» можно условно отождествить с издателем, а «рабочего при бумагорезке» — книготорговцем, и все они зарабатывают максимум 2 руб. 39 коп., потому что не в деньгах счастье.

Что и говорить, хорошо, когда целью работника книжной отрасли не становятся деньги. Однако, как выяснилось со временем, — плохо, когда этой целью становится бескорыстие как таковое. Мы (то есть книжные журналисты и конкретно литературный отдел OPENSPACE.RU) давно и последовательно поддерживаем маленькие издательства в их борьбе с бездушным рынком — поэтому сейчас я наконец хочу заикнуться о том, что маленьким издательствам пора побороться с собственным идеализмом.

На прошлой неделе книжный магазин «Циолковский» в Политехническом музее отпраздновал первую годовщину своего существования, и там же состоялась встреча участников Альянса независимых издателей и книгораспространителей. Это внутрицеховое мероприятие, на котором решались организационные вопросы и обсуждались практические цели и задачи альянса, само по себе представляет мало интереса для конечного потребителя книг, то есть читателя, хотя имеет к нему прямое отношение. Просто читатель об этом не осведомлен, потому что среднестатистический читатель — не в обиду счастливым исключениям — думает, что книги приносит аист. Или (если он живет в Москве либо в Петербурге) книги, удовлетворяющие его запросам, есть у него в изобилии, так что нет необходимости задумываться, откуда что взялось, или (если он живет в провинции) до него книги не доезжают, так что он рад любой. Или же — самый распространенный вариант — читатель не удовлетворен качеством доступной ему книжной продукции, но объясняет это тем, что настали последние времена и культура кончилась. Должна сказать, что люди, которые делают культуру, отчасти поддерживают в читателе это заблуждение.

Читать текст полностью

Текст: Варвара Бабицкая

Источник: openspace.ru