Аудитория российской Cети близка к насыщению
Сколько нас всего — таких же, как и вы, сидящих у своего ноутбука, офисного компьютера или пытающихся разглядеть, что здесь написано, на экранчике смартфона? Вопрос не праздный и для интернет-бизнеса, и заботящегося о благе народном государства. Для одних это размер рекламной аудитории и количество покупателей товаров и услуг, для других — важный параметр идущей (или буксующей?) модернизации страны.
На открывшейся 22 октября 2009 года в московском Экспоцентре Неделе российского интернета первое же заседание, посвящённое количественным и качественным параметрам аудитории Рунета, собрало полный зал участников. Тема и вправду интригующая. Ещё весной 2009 года, по данным министерства связи, в российском интернете насчитывалось 47 млн пользователей, а к концу года аудитория, как прогнозировалось, могла вырасти на треть, то есть до 63 млн человек. Такой рост на фоне кризиса свидетельствовал бы не только об относительно благополучном положении всей IT-индустрии в России, но и давал бы более чем надёжную основу для дальнейшего роста. Чем не локомотив экономики?
Первый же доклад Сергея Плуготаренко, директора РОЦИТ, и Алексея Беляева, руководителя отдела исследований интернета аналитического центра «Видео Интернешнл», остудил оптимизм, который мог бы ненароком возникнуть на основе оценок госчиновников. Их оценки были значительно более консервативны. Интернетом в России пользуются, выходя в Сеть хотя бы раз в месяц, не более 35% населения. Чаще одного раза в неделю это делают около 31,4 млн человек, то есть 22% населения. Больше всего использование интернета проникло в образ жизни людей в Москве и городах-миллионниках. Регулярно пользуются интернетом более 70% москвичей. В этом отношении столица России вполне сопоставима с европейскими мегаполисами. При этом в возрасте от 18 до 24 лет, что неудивительно, пользуются интернетом практически все: 95%. Российская молодёжь крупных городов России почти не отличается от московской — до 90%.
Судя по всему, считают докладчики, аудитория российского интернета, во всяком случае в городах-миллионниках, в том числе благодаря отмене монополии на магистральные каналы и началу массового распространения широкополосного доступа, практически близка к насыщению. Активная аудитория Рунета растёт, но не на треть за год, а на 18%. При этом почти половина её — 46% — это люди, «открывшие» существование Сети только за последние три года. Кроме того, внутри самой аудитории происходит перераспределения способов выхода в Сеть: 30% пользователей уже выходят в интернет с мобильных телефонов, в то время как с рабочих мест — только 28%.
Всё это не значит, впрочем, что IT-индустрия начинает стагнировать. Если посмотреть на объём рекламного рынка, то за 8 месяцев 2009 года объём рекламы в Сети в денежном выражении превысил расходы рекламодателей на радио, газеты или рекламные издания.
С оценками Плуготаренко и Беляева в целом согласилась и Инесса Ишунькина, рассказавшая об исследовании аудитории российского интернета в «TNS Россия». По результатам проекта Web Index, который включал в себя телефонные опросы, анализ трафика через счётчики на сайтах и изучение интернет-предпочтений 7 тыс. участников исследовательской панели (из них 2 тысячи в Москве и по 1 тысяче в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге), получается, что регулярно пользуются интернетом (то есть выходят в Сеть не реже одного раза в месяц) 29 млн россиян, то есть около 20% населения. Доля активных пользователей в Москве в три раза выше — 60—61%. Однако она уже не растёт. Примерно такое же положение в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге — 56%. Запас количественного роста аудитории Рунета — за пределами больших городов, куда ещё не дотянулся широкополосный доступ. Есть перспективы и роста активности аудитории — за счёт «поедания» традиционных СМИ, которое уже началось: пока ещё 70% населения смотрят ТВ, однако 34% «сидят» в интернете.
И как именно они там «сидят»? Ответ на этот вопрос был у Сергея Кедрова из компании Spylog. Статистические данные компания собирает с сайтов, на которых установлены счётчики Spylog и доля российской аудитории которых больше аудитории из любой другой страны. Таким образом, основой для автоматического сбора данных являются 150—160 тыс. сайтов Рунета. Как приходят на них пользователи? По преимуществу с помощью веб-браузера Internet Explorer. Доля его пользователей, правда, серьёзно снизилась за год и составила в сентябре 2009 года 44%, упав с 57% в сентябре 2008 года. Пользователи переходят на Firefox (25%) и Opera (23%). С момента появления в прошлом году набрал 2,58% веб-браузер Google Chrome, обогнав Safari (1,62%).
Впрочем, если браузер Microsoft сдаёт свои позиции, то пользователей операционной системы Windows меньше практически не становится — ею пользуется подавляющее большинство пользователей, 97%. Почти не меняется соотношение долей пользователей разных мобильных телефонов: большинство — 56% — у Nokia, четверть всех пользователей, выходящих в интернет, включают Sony Ericsson, почти 7% — Samsung, 6,86% — iPhone. Самые популярные точки входа в Сеть — поисковые сайты. Здесь безусловный лидер «Яндекс» с 50,38% (с января по сентябрь его популярность выросла на 3%). Если прибавить к нему ещё и поиск Mail.Ru (10%, рост на 2%), то его доминирование на поисковом рынке в России становится ещё более очевидным. А вот популярность Google снизилась более чем на 3% — что-то ищут в Сети с его помощью примерно 34% пользователей. Падает и популярность Rambler. На него приходится всего 3,1% поисковых запросов. Так что у него есть все шансы встретиться с Bing, который успел набрать 0,96% пользователей.
Им всем — владельцам сайтов, разработчикам браузеров и операционных систем, производителям телефоном и смартфонов и многим-многим другим — есть за что побороться: у аудитории российского интернета ещё есть некоторый запас роста, однако, судя по данным исследователей и социологов, представленным на Неделе российского интернета — 2009, он не очень велик. А значит, бороться придётся за тех, кто уже есть, не особо рассчитывая на тех, кто только ещё собирается подключиться к интернету.
Текст: Владимир Харитонов
Источник: chaskor.ru