Немного сверхпоэзии

В образе «идеального поэта-авангардиста»

В Зверевском центре современного искусства прошел вечер под названием «Сверх Стихов». На нем выступили поэты Денис Безносов и Евгений Таран.

Представил авторов Данила Давыдов. Он отметил, что различие (или, на современном московском литературном жаргоне, полюсность) этих поэтов не столь велико, как может показаться на первый взгляд. Оба автора наследуют единой линии русской поэзии, берущей начало в Серебряном веке, развивая ее каждый в своей плоскости. Судя по всему, сказались на этом и научные интересы авторов: Денис занимается творчеством поэта-авангардиста Тихона Чурилина, Евгений – издательствами Серебряного века. Таким образом, сознательное, отрефлектированное отношение к литературной традиции, следующее из профессиональных занятий филологией, – еще одно сходство этих авторов.

Тексты обоих поэтов с трудом доступны московскому читателю. Евгений выпустил собственную книгу более 10 лет назад, публикаций в литературной периодике у него немного. Денис достаточно активно печатается в литературных журналах и альманахах, однако три его небольших книги – «Клетка черепахи», «Околопьесы» и «Заулисье» – вышли в мадридском издательстве Ediciones del Hebreo Errante в 2011 году почти коллекционными тиражами.

Денис читал стихи из этих мадридских сборников, а также новые тексты. Пожалуй, неподготовленному слушателю его выступление могло бы показаться странным и непонятным: стихи Дениса не похожи на то, что пишут большинство современных русскоязычных авторов, далеки они и от классики. Его тексты – это эксперимент с языком, со звуком и смыслом, основанный на деятельном интересе к русскому и европейскому поэтическому авангарду начала XX века и его современным последователям. По словам Данилы Давыдова, Денис Безносов конструирует в своем творчестве образ «идеального поэта-авангардиста начала XX века», которого никогда не существовало в действительности. Это, безусловно, один из вариантов интерпретации текстов Дениса, в которых есть значительный элемент игры и театральности (недаром помимо стихов он пишет авангардные пьесы). Однако можно увидеть в них и собственные авторские поиски, стремление понять мир через язык, пропустив его через непосредственное фонетическое восприятие.

Стихи Евгения Тарана гораздо более привычны читателю и по форме (в основном это традиционная силлаботоника), и по содержанию. Евгений читал как новые тексты, так и сравнительно давно опубликованные в различных журналах и сборниках. Его стихи, в отличие от текстов Дениса, казалось бы, не стремятся поразить слушателя необычной формой, они интересны именно своей способностью при видимой простоте привлечь внимание слушателя, заставить его сфокусироваться на небольших, но значимых деталях, выхваченных автором из окружающей действительности.

Текст: Анна Орлицкая

Источник: НГ Ex Libris