Война и мир

sis-stena Мария Скаф пытается найти ответ на вопрос том, что могут сделать детские иллюстраторы в смутные времена

В свете последних событий понимаешь следующее. Во-первых, дело твое маленькое: никому не интересны детские книжки, когда Навального посадили на 15 суток. Во-вторых, тектонические сдвиги в жизни общества влияют на все сферы его жизни. Даже на те, которые общество и радо бы от сдвигов оградить. Вот твое маленькое дело, например. Ведь, по сути, детская литература совершенно не обязана отражать сегодняшнюю действительность, реагировать на новостную ленту, быть актуальной (в отличие от взрослой, которая, кто бы что ни говорил, почти всегда отражает свое время — если это стоящая литература, разумеется). Тем не менее всякий излом, всякая травма социума непременно находят отражение в детских книгах. Видимо, потому, что авторы, как существа чуткие и впечатлительные, просто не способны абстрагироваться от проезжающих мимо окон бронетранспортеров. То же касается и иллюстраторов. И поскольку сейчас, пока я это пишу, над Москвой летают вертолеты, а количество задержанных на митингах перевалило за пять сотен, декабрьский портрет одного иллюстратора заменят портреты многих — тех, кто, так или иначе, реагировал на смутные времена, в чьих работах эти времена нашли отражение.

1. Петр Сис — чешский писатель, художник и мультипликатор, взрослевший под Пражскую весну и советские танки. Неудивительно, что при таком бэкграунде тема физической и духовной свободы стала основной для его книг. В России издано две: «Стена. Как я рос за железным занавесом», принесшая Сису мировую известность, и «Тибет. Тайна красной шкатулки» — пожалуй, самая сложная и серьезная работа Сиса. Обе книги автобиографичны. Первая рассказывает о детстве писателя; представление об атмосфере этого времени дают нам романы Кундеры и фотографии Коуделки: диктат в искусстве и повседневной жизни, запрет на все, что так дорого одаренному подростку, — музыку «Битлз», джинсы, длинные волосы, современную поэзию и путешествия. Вторая книга — об отце Сиса, кинорежиссере, случайно попавшем в Тибет и приблизившемся к пониманию настоящей, внутренней свободы, возможной даже тогда, когда твой город окружен военными. Книги совершенно не похожи друг на друга: «Тибет» загадочен и неспешен, медитативен и в целом скорее радостен — «Стена» чрезвычайно тревожна. Черно-белую действительность разрывают гигантские красные звезды, гигантский Сталин нацелился на маленькую Чехию; карта Европы разделена стеной, по одну сторону которой ложь, страх, бесправие и коррупция, а по другую — счастье, честь, образованность. Но самое жуткое: на обложке маленький мальчик сидит в кирпичном колодце в форме звезды, стучит в барабан и улыбается.

Читать текст полностью

Текст: Мария Скаф

Источник: openspace.ru