Эрве Буасьер: «В среднем 5000 человек в неделю…»

Эрве Буасьер // Denis Rouvre
Эрве Буасьер // Denis Rouvre

С создателем интернет-канала классической музыки Эрве Буасьером композитор Алена Ганчикова беседует о перспективах классики в интернете

Иллюзорно и утопично противостоять наступлению технического прогресса. Невозможно сопротивляться интернету, его тотальной революции. Уже сейчас против него ничего сделать нельзя. Нужно участвовать в этом движении, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Парадокс заключается в том, что элитарная классическая музыка выводится на широкую интернет-аудиторию в ситуации когда развалился привычный рынок производства партитур и дисков, с которого музыканты получали авторские отчисления.

Ещё совсем недавно, царила вакханалия правовой (точнее анти-правовой) бесконтрольности пиратства и обмена файлами, теперь же, только-только начала структурироваться новая форма подачи материала, изначально заточенная под интернет.

В данном случае это трансляции концертов в реальном времени с нескольких камер и с качественным звуком. Так, в парижском концертном зале Плейель, такие камеры встроены в панели по периметру сцены. Исполнителям они не мешают, но можно слушать концерт, сидя на острове Тамбукту под пальмой.

Потом записи висят некоторое время в свободном доступе, позже переходя в платный архив.

Парадокс заключается ещё и в том, что у Эрве, с которым для ЧасКора беседует композитор Алёна Ганчикова, нет никакого (в том числе и музыкального) образования, кроме школьного, а он фанат классической музыки, сделавший её продвижение делом своей жизни.

— Эрве, правда, что вы были одним из основателей культового альтернативного лейбла «Наив» до того как, создали «Медичи ТВ»?
— Правда. Да, я участвовал в этой авантюре с 1998 года до 2007, почти десять лет.

— А в чём состояла основная идея лейбла?
— В том, чтобы быть независимыми и отличаться от остальных и, главное, найти разноформатную модель работы, представленную не только в дисках, но в других формах.

Мы хотели расширить влияние на развитие карьеры артистов, не замыкаясь только в аудиозаписях; разрабатывать весь концепт имиджа артистов; организовывать гастрольные турне, издание партитур и книг; мультимедийные проекты.

Потом я понял, что для этого нужно идти вперёд в направлении интернета и создать настоящий телевизионный интернет-канал, чем и стал «Медичи».

И я считаю, что это как раз та самая сфера, которая наиболее открыта и гибка, по сравнению со всеми остальными. Прежде всего, тем, что позволяет объединять прямые трансляции живых спектаклей с архивами.

У нас огромный каталог архивных записей, доступных на нашей платформе. Кроме того эта форма позволяет работать с изображением в разных форматах, играя с количеством камер и экранов.

Чем дальше развиваются телефоны и планшетники, тем больше разных форм трансляций мы можем создать и предложить пользователям.

В наше время технический прогресс позволяет предлагать профессиональным классическим музыкантам и меломанам новые формы подачи классических концертов.

— Что вы можете сказать по поводу кризиса продаж привычных компакт-дисков и нарушения авторских прав? Вы считаете, что бесполезно сопротивляться техническому прогрессу?
— Совершенно с вами согласен: я считаю, иллюзорно и утопично противостоять наступлению технического прогресса. Невозможно сопротивляться интернету, который сам по себе — тотальная революция.

Сейчас уже против него ничего сделать нельзя. Нужно участвовать в этом движении, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Но при этом нужно очень тщательно относиться к защите своих авторских прав и перемещению информации по интернету. Мы как раз придаём очень большое значение защите файлов от пиратирования и искажения.

Интернет нужно использовать творчески и на полную катушку и не отставать от предлагаемых им достижений.

Достаточно посмотреть на то, как уже совсем маленькие дети лихо обращаются с интернетом на компьютерах, телефонах и планшетах, чтобы понять, что прогресс в этом направлении необратим.

— Что теперь случится с традиционным музыкальным рынком?
— Носители информации сами по себе вторичны. Главное — контакт музыканта с публикой. Носители постоянно эволюционируют с момента изобретения первых граммофонных дисков. То же самое мы наблюдаем во всех других видов искусства.

В первый момент дома звукозаписей, которые очень консервативны, испугались прихода интернета и растерялись. Они слишком поздно и хаотично отреагировали. Но таковы ситуации любых революций. Постепенно мы поняли, какая реакция должна быть правильной.

— Какая же?
— Прежде всего терпение, потому, что в этой профессии пока остаётся большой разрыв между маленькой группой новаторов и широкой публикой.

Во-вторых, кажется, что у всех поголовно сейчас есть качественные стереосистемы, айпады и прочие гаджеты. Владение дорогими аппаратами все ещё остаётся привилегией, не всем доступной.

Есть еще огромное количество публики в России или Китае, например, у которых пока этого нет, но скоро будет. В тот день, когда телевидение, компьютеры и телефоны сольются воедино, чего ещё не произошло, но мы на пути к этому, мы получим, действительно, широкий охват публики.

Пока что нужно самое пристальное внимание уделять качеству продукции и в этом смысле на компромиссы не идти и оставаться верным своей ведущей идее.

Это то, что мы делаем в «Медичи». Наше предприятие пока не приносит дохода, но мы работаем со спонсорами и инвесторами и ждём результата.

— Как быть с тем, что люди уже привыкли находить совершенно бесплатно любую видеозапись в социальных cетях, в Ю-тьюбе? Сейчас, ведь в интернете всё доступно и бесплатно. Как же Вы рассчитываете в такой ситуации делать доходный бизнес?
— Когда дело касается культурных развлечений, бесплатные видео, которыми заполонён интернет, могут играть две роли: либо быстро дать минимальную информацию, либо ознакомить широкую публику с каким-то явлением, о котором ей до этого момента ничего не было известно.

А дальше наступает следующий этап: после первого контакта, поскольку искусство пробуждает чувства и эмоции, человек, увлёкшийся видео классической музыки, будет становиться всё более и более требовательным к качеству.

На Ю-тьюбе качество видео и звука минимальное. Для того, чтобы слушатель действительно получил удовольствие от слушания качественного звука, он обратится к нам.

Задача Ю-тьюба — это максимальный охват. Наша — наилучшее качество: видео, предназначенное для просмотра на большом экране с фантастическим качеством звука. Чего Ю-тьюб никогда не достигнет: в него заливают искажённый сигнал, скопированные и перерезанные файлы. Разница же сразу видна.

Кроме того мы даём массу дополнительной информации, биографии, программы — всё, что только можно собрать. Слушатель откроет для себя сочинение, а через него — исполнителя, композитора, концертный зал, фестиваль и так далее.

— Что человек, подписавшийся на ваш канал и заплативший деньги, получит взамен?
— Он найдёт самый полный каталог классической музыки, 650 программ концертов высокого качества — концерты, оперы, балеты. Пока вы абонированы за десять долларов в месяц, вы имеете доступ ко всем видео в любых количествах.

— Откуда вы их берёте?
— Мы заключаем контракты с производителями и телеканалами на трансляцию и постоянно снимаем сами.

— Откуда взялось ваше увлечение классической музыкой?
— Я рос в маленькой деревеньке, где не было ни концертного зала, ни библиотеки, услышал радиопередачи классической музыки и увлёкся.

— Вы делаете «Медичи ТВ» для того, чтобы какой-нибудь мальчик в дальней деревушке, увидел по интернету концерт симфонической музыки и увлёкся?
— (смеётся) Никогда об этом не думал, но получается, что это так.

— Вы интересуетесь статистикой ваших слушателей: возраст, география, социальная принадлежность?
— Разумеется. Но этот вопросник совсем не обязателен для заполнения. Но мы провели опрос и получили 100000 ответов. Средний возраст 46 лет, хотя в концертных залах публика гораздо старше.

Парадокс в том, что подавляющее большинство наших зрителей — мужчины. Для нас этот результат неожиданный. Всё остальное было ожидаемо: это меломаны, регулярно покупающие билеты на классические концерты и компакт-диски, читающие специальную музыкальную прессу.

— Сколько новых слушателей записывается?
— В среднем 5000 в неделю. Этот проект начался, как экспериментальный, никто в него не верил, все говорили, что классическая музыка в интернете — это совершенно бессмысленная затея.

Прежде всего, нам необходимо было всех убедить в высоком качестве тех видео, которые мы собираемся транслировать. И первые, кому понравилось качество, оказались прежде всего музыкантами.

Это важно, поскольку проект, прежде всего, нуждается в поддержке музыкантов, артистов. Без них мы не можем существовать.

— Какова логика выбора объектов съёмки? Вы идёте за мероприятиями или за артистами?
— Прежде всего, за артистами. Но фестивали – это тоже важно. Интереснее отснять Рене Флемминг в обстановке Зальцбургского фестиваля, чем на рядовом концерте.

Мы сейчас говорили о фестивале в Вербье. Для меня было важно создать партнёрскую программу с этим фестивалем, чтобы записывать тех звёзд, которых они к себе приглашают.

— А в чём разница между вами и телеканалом Арте, например?
— В том, что мы работаем исключительно на интернет: делаем прямые трансляции концертов, некоторое время эти записи можно бесплатно слушать на сайте, затем они ложатся в архив, и к ним имеют доступ подписчики канала.

В мире очень мало телеканалов, качественно записывающих классическую музыку. В России, например, есть канал «Культура» и мы с ними много работаем.

Например, недавно в театре Станиславского записывали Пласидо Доминго. Нас мало, и мы должны не конкурировать, а находить формы сотрудничества.

— А в какой форме вы сотрудничаете?
— Есть очень много разных форм и моделей. Например, здесь, на фестивале в Анси это мы целиком и полностью снимаем, поэтому мы наняли камеры с операторами и всей аппаратурой, иногда мы снимаем совместно с кем-то, а иногда просто покупаем права на трансляцию уже кем-то отснятого и смонтированного материала. Всё зависит от случая.

— Теоретически вы смогли бы выкупить права на трансляцию концертов, записанных советским телевидением во времена Мравинского, Рихтера и Ростроповича?
— Да, конечно. Я абсолютно убеждён в том, что искусство спасёт мир. Мир спасут артисты и творцы, а не политики. Они удерживают цивилизации от падения в хаос. Во всех испытаниях и войнах, людям необходима эта отдушина.

— Что вы недавно отсняли и что собираетесь снимать в ближайшее время?
— Начали это лето в Жеронии, в Испании, потом был фестиваль в Сент-Дени, около Парижа, потом фестивали в Вербье, в Зальцбурге и вот теперь в Анси.

— Если представить себе через три года, то какой результат вы себе планируете?
— Стать платформой, на которой все артисты захотят быть представленными. По аналогии с политиками, которые если уж хотят обратиться к народу, то через CNN, первый национальный канал, потому, что он знает, что будет услышанным самой многочисленной аудиторией, я хочу, чтобы артисты хотели быть представленными имнно каналом «Медичи», поскольку таким образом его услышит весь мир.

Я полагаю, что мечта любого артиста — это затронуть как можно более широкую публику, особенно совершенно новую, со свежестью и свободой восприятия, готовую впервые испытать чувства, эмоции и переживания, передаваемые классической музыкой. Если «Медичи» превратится в такой канал, то я буду горд и счастлив.

— Что вы планируете на начало сезона?
— Мы будем снимать с пятого по одиннадцатое сентября концерт в церкви Святой Троицы в Нью-Йорке, рядом с разрушенными башнями, где будут звучать реквиемы разных композиторов в исполнении некольких хоров.

Там была поразительная ситуация, когда огромное дерево приняло на себя удар обломков и защитило от разрушения витражи этой церкви. Для Нью-Йоркцев это символическое место. Транслировать мы будем начиная с девятого сентября. Потом мы открываем сезон в аудитории Лувра, потом в зале Плейель.

— Очень важно сказать публике, что даже живя в центре мира на все концерты не поспеешь…
— Совершенно верно. Например в апреле мы первый раз сделали трансляцию мировой премьеры из оперного театра Пекина. Там было очень трудно договариваться и организовываться, но нам удалось. Мы делаем девяносто прямых трансляций в год.

Текст: Алёна Ганчикова

Источник: Частный корреспондент