Жизнь и ирония судьбы

Постер проекта «Жизнь и судьба» на радио BBC. © Ben Newman / BBC Radio 4
Постер проекта «Жизнь и судьба» на радио BBC. © Ben Newman / BBC Radio 4

Благодаря новому проекту BBC «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана взлетела на первые строчки в списке бестселлеров британского «Амазона»

Вот уже несколько лет как в отечественной литературной и окололитературной среде не смолкают разговоры о том, как вытащить русскую литературу из национального гетто на общемировую арену. Об этом говорили на прошлогодней московской книжной ярмарке, на Non/fiction, потом на Лондонской книжной ярмарке, Россия была почетным гостем; только что — опять на ММКВЯ. И, несомненно, об этом снова поговорят на Non/fiction в декабре. То, как и чем представлена современная русская литература в мировом масштабе, особенно на самом главном, англоязычном рынке, — неизменно вызывает недоумение и огорчение. Да и с литературой XX века дело обстоит не лучшим образом.

Между тем прямо сейчас в Великобритании происходит нечто сенсационное. Радиостанция BBC4 подготовила восьмичасовую тринадцатисерийную инсценировку романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» с участием актеров первой величины, в частности, Дэвида Теннанта и Кеннета Браны. Это событие широко освещалось в печати и на радио; при участии «Би-би-си» в Оксфорде прошла конференция, посвященная как новой радиопьесе, так и наследию Гроссмана в целом. В результате за считанные дни «Жизнь и судьба» взлетела на первые строчки в списке бестселлеров британского «Амазона», обогнав всех вампиров и гарри поттеров. За одну неделю продажи романа увеличились на восемь тысяч процентов. Это, прошу отметить, еще до начала трансляции — первая серия вышла в эфир только 18 сентября.

Двадцать лет назад, когда очереди на почте за подпиской на толстые журналы были едва ли не длиннее очередей за яйцами и молоком, никому не нужно было объяснять, кто такой Василий Гроссман: его имя было у всех на слуху, а «Жизнь и судьбу» бурно обсуждали как один из самых ярких примеров возвращенной из небытия литературы. Сейчас будет, наверное, нелишним напомнить молодым читателям, о чем речь. Василий Семенович (Иосиф Соломонович) Гроссман родился в 1905 году в Бердичеве. По образованию он был инженером-химиком и некоторое время работал по специальности, но в 1930-е годы стал все больше заниматься литературным трудом. Он написал несколько романов о революционном движении и, в числе прочего, рассказ «В городе Бердичеве», по которому в 1967 году режиссер Александр Аскольдов снял фильм «Комиссар», который был запрещен и двадцать лет пролежал на полке. Во время войны Гроссман пошел на фронт корреспондентом газеты «Красная звезда»; он написал первый роман о Великой Отечественной — «Народ бессмертен» (1942). Корреспонденции Гроссмана из лагерей Треблинка и Майданек (1944) стали первыми документальными свидетельствами «окончательного решения еврейского вопроса»; впоследствии их использовали в материалах Нюрнбергского процесса. После окончания войны Гроссман и Илья Эренбург подготовили свидетельства советских журналистов и очевидцев о Холокосте, которые вошли в документальный сборник «Черная книга». Но очередная антисемитская кампания уже набирала ход, официальная установка запрещала подчеркивать страдания какой-либо конкретной национальности — набор «Черной книги» был рассыпан. Впервые ее опубликовали в сокращенном виде в Израиле в 1980 году, после смерти и Эренбурга, и Гроссмана.

Читать текст полностью

Текст: Виктор Сонькин

Источник: openspace.ru