Пан провокатор

В своих статьях и эссе Станислав Лем предстаёт в роли профессионального скандалиста, не стесняющегося при случае цапнуть оппонента за мягкий бочок

Станислав Лем. Мой взгляд на литературу: Статьи, эссе, письма. М.: АСТ, 2009.

pan-provokator Творчество Станислава Лема — клубок противоречий, особенно если рассматривать не отдельные произведения, а весь корпус текстов в целом. Это хорошо видно на примере сборника эссе, статей и писем «Мой взгляд на литературу», в который вошли материалы, до сих пор не публиковавшиеся на русском языке. Крупнейший фантаст Восточной Европы выступает в роли унтер-офицерской вдовы, заявляя, что научная фантастика «родилась в борделе», и в то же время трогательно идеализирует нравы, царящие в мире высокой словесности. Он иронизирует над литературоведами-структуралистами, стремящимися разложить все направления и жанры по полочкам (прежде всего, над Цветаном Тодоровым), но сам при анализе литературных произведений, в том числе поэтических, использует методологию и терминологию, позаимствованную из арсенала естественных и точных наук. Лем то называет фильм Стивена Содерберга «Солярис» «необычным, захватывающим, действительно новаторским произведением» и «примером смелого художественного кино», то в интервью, данном через пару недель, именует режиссёра болваном, создавшим худшую экранизацию романа…

На страницах этой книги польский писатель и мыслитель предстаёт в образе, непривычном для тех, кто знаком с его творчеством по «Фиаско», «Звёздным дневникам Ийона Тихого» или «Фантастике и футурологии». Здесь он — умелый провокатор, скандалист, не лезущий за словом в карман и не признающий авторитетов, во всяком случае, до тех пор, пока речь не заходит о «высокой литературе», пиетет перед которой у Лема безграничен. Пан Станислав демонстрирует не только богатейшую эрудицию и способность к неожиданным умозаключениям, но и умение больно укусить оппонента, пнуть его в уязвимое место. Главной жемчужиной коллекции можно назвать статью 1972 года «Science Fiction: безнадёжный случай — с исключениями». После выхода этого текста в Соединённых Штатах польский классик был исключён из профсоюза американских писателей-фантастов, куда может войти любой автор, имеющий публикации на территории США. В знак протеста против этого решения из профсоюза вслед за Лемом вышли Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок и многие другие. А вот Филип К. Дик, автор «Убика», восторженное предисловие Лема к которому мы тоже можем найти в нынешнем сборнике, напротив, написал на Лема донос в ФБР. Похвалу со стороны скандально известного поляка Дик расценил как попытку заманить его в соцлагерь или по крайней мере сделать агентом влияния стран Варшавского договора.

«Мой взгляд на литературу» — чтение специфическое, но чертовски захватывающее. По крайней мере для читателя, который не побоится взглянуть в глаза другому Лему — автору, не слишком похожему на того остроумного, но слегка отстранённого интеллектуала, которого мы знаем по его повестям, романам и объёмистым теоретическим работам.

* * *

Критика:

Валерий Иванченко («Книжная витрина»):
«Лем потрясающий, он похож на мальчика-вундеркинда, выросшего в запертой библиотеке и попавшего вдруг в общество признанных интеллектуалов, с удивлением обнаружив, что многие из них не только неумны, но и слепы. Сложным языком современной науки этот библиотечный маугли пользуется как родным, и его живая речь остаётся ясной и простой при самой замысловатой лексике. Он не знает, что называющим себя интеллектуалами этот язык нужен для маскировки дефектов мышления и поражается, обнаружив за его многоэтажными фасадами пустоту. В первых же составивших нынешний сборник статьях Лем сначала фантазирует, как бы приспособить к теории литературы теорию информации, а затем с некоторым недоумением разделывается с модным (начало 70-х!) семиотическим и структуралистским подходом к литературе. То есть, подходов не отрицает, но за их конкретным применением видит жульничество. Ладно Цветана Тодорова, написавшего ничтоже сумняшеся «Введение в фантастическую литературу»! Лем самого Соссюра не щадит, самого Леви-Стросса: «Из того, что существуют шифры, не следует, что всё является шифром»!

Забавно, как с помощью элементарной логики Лем делает наивные открытия. То, рассуждая о сказке и антиутопии, докажет невозможность мира абсолютного зла (ведь расправившись с добром, злу придётся пожирать само себя). То обнаружит зияющее умолчание в стругацком «Пикнике на обочине» (случайно ли Посещение произошло посреди города, почему не сказано, в каких местах расположены остальные Зоны?)».

(«Известия»):


«Тексты, собранные в «Моём взгляде на литературу», нацелены на то, чтобы по возможности скорректировать прежние футурологические концепции, которые в начале XXI века стали выглядеть, по меньшей мере, наивно («То, что произошло с моими футурологическими построениями при встрече с действительностью, немного напоминает автомобильную катастрофу», ─ признался Лем в интервью), или разъяснить, что имел в виду, когда писал «Непобедимого» или рассказы о пилоте Пирксе.

Такой вышивкой по канве собственного литературного наследия Лем занимался последние годы. Остаётся только сказать спасибо, что автор ограничился комментариями к текстам, не пытаясь заново переписать то, что стало классикой ХХ века».

Текст: Василий Владимирский
Источник: Частный корреспондент