Детектив, стремительно сформировавшийся как жанр, к концу ХХ – началу ХХI века оказался настолько формализован, что авторам, помимо игры собственно в детектив, понадобилась другая игра
Детектив из всех жанров дольше всего сопротивлялся не столько постмодернистской литературной игре («Имя розы» стало в этом смысле чуть ли не образцом), сколько деконструкции. Причина в самой его природе: правила жанра требуют, чтобы преступник был плохой, детектив стоял на стороне Светлых Сил, а справедливость торжествовала. Собственно, любая детективная история — это сеанс психотерапии. Она уравнивает Мораль и Закон: убивать плохо, обманывать плохо, красть плохо, воздаяние последует незамедлительно, и уже в этой жизни.
Именно поэтому — добавлю на полях — классический детектив не очень-то пишется в России, где Мораль и Закон далеко не всегда идут рука об руку, а порой открыто друг другу противостоят. Еще в девяностых я в этой связи писала, что единственный исторический период, когда Закон и Мораль в России были более или менее в ладу друг с другом, — это конец ХIХ — начало ХХ века. Об Акунине тогда слышали далеко не все. Тем не менее все хорошее когда-нибудь кончается и старый добрый детектив становится полем литературных экспериментов, а нетронутым жанром остается, кажется, только дамский роман. Жаль — тут можно хорошо повеселиться.
Судя по аннотации, роман Джедедайи Берри «собрал урожай призов и номинаций на призы одновременно в жанре детектива, фантастики, фэнтези и современной прозы». Действительно, рецензент Guardian называет «Учебник для детектива» «киберпанк-нуаром» (не забывая напомнить, что интрига тут все-таки детективная) и говорит, что Берри «формализует множество жанровых тем». Я бы добавила — ключевых именно для детективного жанра, это важно. Насчет урожая призов не скажу (урожай был скорее по части номинаций), но по крайней мере две премии за этот роман Берри получил. Одна из них (и это тоже важно в данном контексте) — премия Хэммита (2009) Международной ассоциации авторов криминальных романов; вторая — William L. Crawford Award, присуждаемая на Международной конференции, посвященной фантастике в различных областях литературы и искусства, за дебютный роман, написанный в жанре фэнтези.
Важнее, наверное, то, что роман Берри удостоился краткого отзыва в The New Yorker; не каждый дебют ухитряется этого заслужить.